Вайда для поляков как Мицкевич

О творчестве Анджея Вайды для нашего портала написал о. Войчех Сурувка ОР, директор Института религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве.

Безумно трудно в коротком тексте обозначить хотя бы основные направления творчества скончавшегося позавчера Анджея Вайды. Он оставался действующим режиссером в течение 65 лет и практически каждый его фильм был шедевром. Несмотря на пожилой возраст — в этом году ему исполнилось 90 лет — он оставался активным творцом. Он был как будто бы вытесан из цельного куска. Все в нем было сконцентрировано на режиссуре, которая была для него не работой, а способом жизни.

wajda_01 

Творчество Вайды сопровождало меня со времен молодости. Я взрослел вместе с его фильмами. Я не принадлежал к первому поколению, которое училось смотреть на мир его глазами. Вайда дебютировал в 50-х годах прошлого века. Для меня лично были особо важны три черты его творчества.

 Вайда был художником. Сразу после окончания войны он начал изучать живопись в Краковской академии изящных искусств. Хотя он и бросил учебу после двух лет, особый живописный подход к каждому кадру мы видим во всем его творчестве. Напряжение, конфликт в нем строится не только с помощью действия, диалога, но и с помощью образа. Однако это не значит, что его изображения статичны. Отлично помню два подобных кадра. 

Первый — танец в экранизации «Свадьбы» Станислава Выспяньского. Этот безумный хоровод был образом польского общества, не только того, о котором писал Выспяньский в начале ХХ века, но и того, что было в 1972 году, когда был снят фильм Вайды.

wajda_02 

Второй образ — последний кадр из фильма «Человек из мрамора», в котором Агнешка, молодая студентка киношколы, идет по длинному коридору в здании варшавского телевидения. Этот фильм был создан в 1976 году и рассказывал о горьких фактах созидания социализма в 50-х годах. Ангешка в конце фильма решает снять документальный фильм, повествующий о тех событиях. Последний кадр демонстрирует не только бунт молодой студентки киношколы, но и самого Вайды.

Однако самой живописной стала экранизация поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш», сделанная в 1999 году. Она не является фильмом в классическом понимании этого слова: это набор образов, которые, как книгу, можно рассматривать в течение двух часов в кинотеатре.

wajda_03 

Вайда был летописцем польской истории. Польша была главной темой его творчества. Начиная с «Канала», снятого в 1956 году, в котором рассказывается история варшавских повстанцев с перспективы их поражения, вплоть до фильма «Валенса. Человек из надежды», созданного в 2013 году. Вайда не хотел и не мог освободиться от Польши. И в этом его большая заслуга. В польской кинематографии есть много замечательных режиссеров. Из старшего поколения рядом с Вайдой наиболее известными были Кшиштоф Занусси и Кшиштоф Кесьлёвский. Каждый из них по-своему выдающийся. Но лишь в творчестве Вайды главной темой является Польша.

Лично для меня важным событием стал просмотр фильма «Человек из железа». Это продолжение «Человека из мрамора». Действие происходит в 1980 году, во время августовских событий на гданьской судоверфи. Фильм был снят второпях. Премьера состоялась в июле 1981 года, спустя меньше года после событий. Вайда хотел схватить еще свежие настроения Августа и развитие «Солидарности».

wajda_05

Восторженный прием фильма критиками на Международном кинофестивале в Каннах был продиктован размытым временным промежутком между историческими событиями и кинофильмом и принес фильму первую в истории польской кинематографии Золотую пальму. Для меня же этот фильм был уроком «Солидарности», в которой в силу возраста я не участвовал и к которой присоединился лишь в 1989 году, во время первых свободных выборов.

И, наконец, Вайда был педагогом. Лишь однажды я встретился с ним лично. Мы пригласили его в Краковское душепастырство студентов. Он пришел на встречу, несмотря на перелом ноги. Помню, как он скакал на одной ноге, пытаясь войти в достаточно узкие двери карковской «Бочки». Встреча с молодежью была для него настолько важна, что гипс на ноге не был для него препятствием.

wajda_06

Вайда был выдающимся кинорежиссёром и педагогом, учившим критическому подходу к собственной национальной традиции. Может мое сравнение будет слишком смелым, но, думаю, что кем был для поляков в XIX веке Мицкевич, тем для поляков ХХ века был Вайда.

о. Войчех Сурувка ОР

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.