Реколлекции Новой Жизни-5

Предлагаем вашему вниманию пятую встречу реколлекций Новой Жизни. О. Войчех Сурувка ОР на примере апостола Иоанна размышляет об очередном даре Святого Духа — даре Совета. 

Сегодня мы будем говорить о даре совета. Есть две проблемы, с которыми мы сталкиваемся в связи с этим даром. Во-первых, бывает трудно этот дар принять. У нас вообще есть проблема с принятием даров, иногда кажется, что это оскорбительно: я бы хотел заработать, заслужить дар. Бывает трудно дар принять, а дар совета — особенно. Достаточно посмотреть на свою жизнь, хотя бы на сегодняшний день: как трудно принять дар совета от другого человека. Трудно принять дар совета и от Бога. Это первая проблема с нами и нашей культурой, которая потеряла смысл авторитета.

Чтобы принять дар совета, должен быть какой-то авторитет. Я принимаю совет, потому что воспринимаю этого человека как авторитет. В современной культуре нет авторитета, осталась только власть. В Древнем Риме использовалось два слова, чтобы говорить о власти: potestas и auctoritas. Potestas связана с внешней властью государя, чиновника. Это внешняя власть для управления государством. Auctoritas — это внутренняя власть, не обязательно связанная с potestas. Бывает так, что они совпадают, что государь имеет еще и auctoritas, но чаще всего бывает, что у того, кто обладает auctoritas, нет власти, potestas. Единственная власть, которой он обладает, это слово и свидетельство его жизни. У этого человека есть авторитет, и другие следуют за ним.

Никто не может наделить себя авторитетом, сказав: «Уважайте меня, я буду авторитетом для вас». Это невозможно. Авторитет должен быть признан другими, человек не может навязать его. Настоящий авторитет не стремится к тому, чтобы быть таковым. У него есть только слово и свидетельство жизни. «Слушайте меня», — говорит человек, у которого есть власть. Тот же, у которого есть авторитет, говорит: «Я бы сделал так» или «Согласно Божиему закону, надо сделать так».

В современном мире авторитетов не хватает. Это первая трудность: как принять совет, если у нас нет привычки доверять авторитету. Главное здесь — доверие. У авторитета нет надо мной никакой власти, я сам ее ему даю, доверяю свою жизнь. Это все происходит на нравственном уровне. Чтобы принять совет, должно быть доверие. Не надо пугаться того, что сейчас нет авторитетов. Благодать Божия сильнее нашей культуры и сильнее всех наших пороков. Но такая проблема есть.

Вторая проблема: о чем говорит Бог, когда дает нам дар совета? Вообще обо всем? Куда мне пойти гулять? Как и все дары Святого Духа, дар совета относится к Богу. Три первых дара помогают нам лучше, более совершенно любить Бога, четыре остальных помогают более совершенно понять, каков Бог.

Дар совета касается только Бога, а не вообще нашей жизни, в какой институт пойти, кого взять в жены. Он, прежде всего, касается познания Бога, того, как мы можем лучше Бога узнать. Об этих двух трудностях не надо забывать. Первая — что у нас нет привычки доверять, когда кто-то дает нам совет. Совет не решает за меня, даже если у кого-то есть авторитет. Это не приказ, я остаюсь свободным. Это только помогает мне сделать выбор.

Посмотрим на встречу человека с Воскресшим Богом, Иисусом Христом. Сегодня мы будем говорить о евангелисте Иоанне. Он несколько раз встретился с Воскресшим. Мы поговорим о том же фрагменте, который уже читали: когда ученики встретились со Христом у моря Галилейского, и Иисус спросил: «Дети, есть ли у вас какая пища? Они отвечали: Нет. Он же сказал им: Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: Это Господь».

Это и есть дар совета, который проявился в жизни Иоанна Евангелиста. «Это Господь» — это слова — как перст, указывающий на Господа. Как и Иоанн Креститель, который сказал: «Вот Агнец Божий». Дар совета касается не моей жизни вообще — это надо решить самому, потому что Бог дал нам разум, чтобы решать. В том же, что касается познания Бога, Бог помогает нам именно этим даром — даром совета. Кто-то говорит нам: «Смотри, это Господь». Человек по-разному может указать на это, через то, как он выглядит, например. Удивительно, сколько реакций вызывает монашеский хабит. Реакции разные, но для кого-то это может быть подсказкой, указанием на Господа через то, что эти люди оставили все и последовали за Господом. Мы можем найти такие моменты в нашей жизни. Даже если сам человек не заметил ничего особенного, когда что-то нам сказал, для нас это было подсказкой: «Смотри, это Господь».

В лодке было несколько человек, Петр, самый главный апостол, был с ними, но только Иоанн сразу узнал, что это Господь, потому что он возлюбил много, и эта любовь подсказала. Тот, кто любит, сразу узнает, где проявляется благодать Божия. Тот, кто не любит, может услышать много о Боге, и не будет ничего понимать.

Мы тоже можем быть таким даром для других людей, через нас Бог может открыть кому-то себя. Очень простые слова: «Это Господь», «Вот Агнец Божий» — и все. Если я уверен, что это Господь, могу указать на Него кому-то другому. В этом и состоит наша задача — просить, чтобы не только нас Бог привел к себе, но и чтобы для других мы были знаком Его любви.

Иоанн Богослов дал совет Петру еще один раз, чуть раньше. Во время Тайной Вечери: «Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса». (Это тот же самый ученик, которого Иисус любил, который в лодке сказал Петру: «Это Господь»). «Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». Это второй момент, когда через Иоанна Богослова Бог дает совет. Этот совет не так прямо указывает на Господа, но указывает на того, кто предаст Иисуса. Это тоже совет. Более трудный.

Приведем еще один пример, из Ветхого Завета. Самуил. Что он делал? Спал в Храме, рядом со Скинией Завета. Он услышал голос: Самуил, Самуил! И побежал к своему учителю Илию. В конце концов, благодаря совету Илия, он догадался, что его зовет Господь. Когда мы слышим эту историю в храме, рассказ заканчивается почти всегда в тот момент, когда Самуил произносит слова: «Говори, Господи, потому что слушает слуга Твой». И конец: «Слово Божие». Но что было бы для нас самое главное, если бы мы были на месте Самуила? Что Бог сказал, а не то, что Самуил открылся и был готов выслушать. Так же с пророком Илией, когда тот встретился с Богом — никто не спрашивает, что сказал ему Бог. Главное — что Бог говорил с ним.

Что же все-таки Бог сказал Самуилу? «Вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их». Бог говорит Самуилу о вине Илии и его сынов, и о том, что Илий не обуздывал их. Бог говорит о вине человека, и это тоже конкретный совет, который Самуил дал Илию. «И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию. Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я! И сказал Илий: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе. И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего».

Меня всегда впечатляет Самуил и Илий, который знал, что Бог пришел к Самуилу сказать что-то важное, поэтому он и говорит Самуилу: «Не бойся, дай мне совет, даже если ты самый маленький, потому что через тебя говорит Бог». У бенедиктинцев есть традиция, согласно которой в конце капитула аббат спрашивает самого младшего: «Что ты думаешь о том, что мы обсуждали?» Они верят, что через самого младшего говорит Господь, потому что у него нет хитрости, нет опыта. Он говорит то, что у него на сердце. Бог пришел к Самуилу так, чтобы через него дать совет Илию.

Во время Тайной Вечери через Иоанна Бог открыл, кто будет предателем. Это вторая часть дара совета, который мы получаем от Бога. То, что Бог нам об этом говорит, это благая весть. Представляете, что бы мы натворили, если бы Бог нам об этом не говорил, а так Он обращается к нам: «Посмотри, что ты наделал, посмотри! Но ничего, Я пришел с Таинством Исповеди, чтобы ты мог вернуться».

Если посмотреть на Таинство Исповеди и дар совета, то в Таинстве Исповеди мы найдем все. Найдем все, что связано с негативной стороной совета — мой грех, то, когда я был предателем Христа. Мы это находим благодаря нашей совести и благодаря другим людям. Если кто-то начинает жить в общине, то сразу замечает, что Бог говорит о наших ошибках через братьев. Это первая часть Таинства Исповеди, а вторая — наставление, которое касается не только грехов, а прямо Господа. Человек обвиняет себя в грехах, Бог дает ему дар увидеть, что он еще не святой, а потом через священника Бог дает нам совет. «Это Господь!»

В Таинстве Исповеди, или когда мы готовимся к этому Таинству, можем найти дар совета. Бог помогает нам благодаря этому дару увидеть моменты, связанные с грехом, когда мы отошли от Бога, а потом священник дает нам наставление, чтобы мы могли увидеть Господа и уже не смотрели на свои грехи, потому что это первая часть этого дара. Если мы хотим получить этот дар, надо принять обе части, не только то, что Бог указывает нам через кого-то: «Это Господь!», но и первую часть — то, что мне надо справиться еще со многими грехами. Бог дает нам этот дар Святого Духа, дар совета, который прежде всего касается Бога.

Это трудно, потому что этот дар мы всегда получаем через другого человека. Трудно увидеть сквозь этого человека Бога, который посылает нам совет, и не смешивать этого человека с Богом. Этот человек — не Бог, но когда он дает нам совет, (особенно священник во время исповеди), то указывает нам на то, где мы можем найти Бога. Также, когда священник на исповеди задает вопросы о наших грехах, это тоже дар, дар совета, который помогает нам раскрыть наше состояние. Иногда оно бывает греховным. Но если бы Илий не принял совета, который Бог дал ему через Самуила, он бы не мог принять покаяния. Все это происходит через другого человека, и это самое трудное. Поэтому в начале я и говорил о том, как трудно нам принять авторитет. Но речь не только о человеческом авторитете; только в вере мы можем принять то, что через этого человека Бог посылает мне конкретный совет, который касается моих грехов или того, где я могу найти Бога. Прежде всего это происходит во время исповеди.

Братья и сестры, а теперь подготовимся к Поклонению Пресвятым Дарам. Советую эти пол часа пожертвовать ради священников, ради наших исповедников, чтобы они были чистым зеркалом, в котором отражается совет Бога. Совет Бога, который касается наших грехов, и совет Бога, который указывает нам на Господа. Пожертвуем эти пол часа встречи с Господом, попросим Господа. Встретимся с Господом, каждый наедине, и попросим за одного священника, чтобы он был хорошим советником, хорошим отцом, который ведет людей прямо к Богу, не задерживая их на себе самом, но всегда указывая на Господа.

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.