Реколлекции Новой Жизни — 3

В третьей части Реколлекций Новой Жизни о. Войчех Сурувка ОР размышляет о даре мужества. 

Мы уже упоминали два дара Святого Духа — страх Божий и благочестие. Нельзя забывать, что это дары мы получаем даром, а не заслуживаем. Бог захотел одарить нас, детей своих, дарами, чтобы мы жили полной жизнью. Таков смысл произошедшего в Пасхальную ночь.

Каждый из нас приходит в храм не один. Мы приносим в своем сердце других людей, тех, кого мы любим, наших родных, усопших. Но мы приносим сюда и своих врагов. Никто из нас не пришел сюда без этих людей, потому что человек всегда находится в общении с другим человеком. Об этом нельзя забывать. Когда я прихожу на молитву, со мной всегда приходит много людей, я прихожу не один. Во время молитвы Поклонения Святым Дарам стоит задуматься, с кем я пришел, кто мой ближний, кто мой враг, потому что эти люди всегда рядом в моем сердце. Для меня это дар и задача. Каждый человек, которого я встречаю на своем пути, это одновременно дар и задача для меня. 

Сегодня мы будем говорить о следующем даре, даре мужества. Все эти три дара — страх Божий, благочестие, мужество, относятся к Богу. Все эти дары делают более совершенной нашу любовь. Благодаря страху Божию я боюсь согрешить, моя совесть становится более четкой. Благочестие делает мою любовь к Богу более искренней. Мужество, как бы странно это ни звучало, также относится к Богу. 

Посмотрим на одного человека, который встретился с Воскресшим Господом в своей жизни, как мы делали на предыдущих встречах: женщины, которые пришли ко гробу, Петр, который бросился в сторону Господу. Сегодня нашим проводником будет первомученик Стефан. Мы ничего не знаем о его первой встрече с Господом, была ли она до его встречи или после. Все, что нам известно о Стефане, написано в Деяниях Святых Апостолов: это смерть Стефана. 

1. Что происходит в момент его смерти? Это для нас важно, потому что благодаря его примеру мы увидим, что такое мужество. Во-первых, что делает Стефан? Проповедует иудеям, проповедует фарисеям. Он нашел в себе отвагу, чтобы проповедовать тем, кто был против него. Это первое проявление дара мужества. Дар мужества вообще не относится к храбрости. Он касается исповедания веры. Поэтому мужество как дар Святого Духа дает нам отвагу проповедовать. Чтобы я имел отвагу выйти и говорить все эти слова вам, нужен дар Святого Духа. Даже когда я плохо говорю по-русски, когда плохо говорю по-итальянски. Моя первая проповедь на итальянском языке была такой: «Бог любит нас. Аминь. Аминь. Аминь. Аминь.» Пять предложений! Чтобы проповедовать, Бог дает силы.

В Деяниях Апостолов мы находим длинную речь Стефана, обращенную к фарисеям.  В этом прежде всего проявляется дар Святого Духа. Он не будет проявляться, если мы не будем проповедовать или свидетельствовать. Если мы не рискуем, то как проявится этот дар? Этот дар связан с риском. Мне не хватает мужества, поэтому нужен этот дар от Бога. 

15 ENLUMINURES ARAGON MARTYR DE SAINTВ Миропомазании человек получает все дары Святого Духа. Потом надо еще сделать какой-то шаг в сторону Бога, чтобы эти дары расцвели. Мы получили их, но надо проповедовать, идти на риск, превозмогая страх, когда чувствуем, что Бог призывает свидетельствовать о Его великих дарах. Это первый момент, когда нам помогает дар мужества, и таких ситуаций в нашей жизни бесчисленное множество. Например, когда кто-то спрашивает меня: «А ты католик?» — «Ну, не знаю» — а я в монашеском одеянии, и видно сразу, что я не только католик, но еще и монах. И если я буду оправдываться, то, значит, мне не хватает мужества сказать: «Да, я католик». Таких моментов много, на работе, в школе, дома, когда мы можем просить Святого Духа дать нам этот дар, чтобы нам хватило мужества. Теоретически в этом нет ничего сложного. Но практически, когда наступает момент, чтобы сказать: «Я католик, и я не буду поступать против веры», — это трудно. Именно в этот момент надо просить Святого Духа о даре мужества, чтобы выстоять, свидетельствовать и проповедовать. Своим свидетельством, проповедью или сопротивлением мы активно участвуем как воины Христовы. Бог дает нам силы, чтобы мы могли активно проповедовать. 

2. Но это лишь первый момент, потому что мужество связано не только с нашей активной деятельностью, оно имеет также свою пассивную сторону. Фома Аквинский говорит, что мужество складывается из активной составляющей — сопротивления, и пассивной — как я могу выдержать все испытания, которые выпадают на мою долю. Если что-то с нами случается, и мы не можем ничего сделать, когда мы лишены возможности активного сопротивления, — то, как мы переносим все испытания, зависит также от мужества. Простой пример из жизни: болезнь. Она требует мужества, потому что я почти ничего не могу сделать. Лучше всего это видно на примере мужчин — они способны сопротивляться, но обыкновенная простуда может победить самого смелого воина. Все, он лежит без сил. Нам нужно мужество, чтобы перенести то, чего изменить не можем. 

3. Есть еще один момент, который я бы хотел упомянуть. Он связан со словами. Первый момент — проповедь Стефана, когда он сопротивлялся фарисеям, а второй: «Они побили его камнями». Это тоже момент мужества. Когда он понял, что уже ничего не сделает, принял, что они побьют его камнями, принял по-христиански, не только по-человечески. В нашей жизни бывает, что мы участвуем в этой тайне жизни Стефана: когда нас побивают камнями слов. Лжесвидетельство, злословие, осуждение — как мы это принимаем? Это похоже на то, что произошло в момент смерти Стефана. Мы сразу  хотим взять этот камень и бросить в обидчика, используем те же самые слова, которые он бросил в мою сторону. Выдержать это спокойно и просто сказать: «Ты не прав, иди своей дорогой. Я знаю, какой я человек», — иногда это похоже на мученичество и требует от нас мужества. Когда говорят: «Вы католики, христиане, ничего не стоите»… чтобы все это перенести, нам нужно мужество. Мы не можем ничего сделать, не можем заставить кого-то полюбить нас. С этим мы часто встречаемся в жизни. Не только просим, чтобы Бог дал нам сил проповедовать, но и чтобы дал нам по-христиански принять осуждение, злословие, с которым мы ничего сделать не можем, чтобы это не разрушило нашего сердца, и чтобы мы не кидали в других людей тех же камней, что они бросают в нас. 

Стефан увидел небеса отверстые и Иисуса, сидящего одесную Отца, и сказал: «Я вижу Сына Человеческого». И в этот момент они побили его камнями. Это для нас тоже пример. Если мы сможем все эти превратности принять по-христиански, увидим небеса отверстые и Иисуса, сидящего одесную Отца. Это была последняя встреча Стефана с Иисусом Воскресшим. От него мы можем научиться мужеству. 

В мужестве есть одна тонкость. Когда они побили его камнями, и он уже умирал, Стефан повторил слова Иисуса: «Господи, не вмени им греха сего». В этом тоже проявляется мужество: в прощении, которое мы можем дать другому человеку. Он не только простил сам, но и просил Господа не вменить им греха. Мы просим Бога пролить Свое прощение на тех, кто является нашими врагами. Посмотрим, что принес Иисус Своей смертью: чтобы быть добрым человеком? Об этом говорил еще Сократ. Нравственность? Философия тоже учит любить другого человека. Но Иисус говорит то, чего мы не найдем у философов — любить своего врага и отдать за него жизнь. Об этом говорит апостол Павел: за ближнего своего, за человека, которого ты любишь, еще можно отдать жизнь, но не сможешь отдать жизнь за врага, который хочет тебя убить. Иисус сделал это на Кресте — отдал жизнь за своих врагов. То же повторяет Стефан — отдает жизнь за своих врагов, и это требует мужества. 

Молиться в момент смерти за своих врагов, или вообще молиться за своих врагов, просить, чтобы Бог простил им. Не только не кидать в них камни, но и молиться, чтобы Бог не вменил им этого греха, потому что они не знают, что делают. Это требует мужества, потому что мы отдаем все. Когда мы прощаем, то остаемся без оружия, и это требует мужества. Отдать все оружие и сказать: «Только Господь является моей силой и защитой». Я отдаю даже прощение, прошу, чтобы Господь простил им их грехи. Это самое трудное. Просить о мужестве в момент проповеди — можно, это приносит иногда удовольствие: я смог! Просить о даре мужества, чтобы все перенести — труднее, чтобы перенести гонения, злословия, это труднее, потому что нам кажется, что мы ничего не можем сделать, и надо только принять это по-христиански. Но пойти еще дальше, чтобы просить о прощении для тех, кто является нашим врагом — это еще труднее, и возможно только тогда, когда мы получим дар от Господа. Никто не может сделать этого, если у него нет дара Духа Святого. Простить, когда любишь, еще можно, но простить врагу очень трудно. В этот момент приходит Святой Дух. Мы можем уповать и просить, чтобы Он помогал нам в этих трех ситуациях: когда нам не хватает отваги свидетельствовать, чтобы перенести все злословие и чтобы молиться о прощении для наших врагов.  

Сейчас подготовимся к Адорации. Подумаем, с кем мы пришли на эту молитву. Мы не приходим одни, мы всегда с кем-то связаны. Подумаем, с кем мы приходим, и попросим, чтобы Бог просил им все прегрешения и проявил в их жизни свое милосердие. Пол часа Адорации — это подарок, который мы получаем от Господа. Но все, кого мы принесли в своем сердце, они не здесь. Попробуйте отдать этот подарок им. Все блага, которые Бог хотел дать вам. Попросите Его: «Господи, отдай им, мне хватит, я приду через неделю или в другой день. А они не придут. Все блага, которые Ты хочешь дать мне, я отдаю им, чтобы они обрели покой и милосердие.»

Аминь. 

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.