Реколлекции Новой Жизни — 2

Вторую встречу в рамках Реколлекций Новой Жизни о. Войчех Сурувка ОР посвятил встречи Воскресшего Христа с апостолом Петром. 

Смысл данных реколлекций — привести нас поближе к Господу, к тихой молитве Христу, сокрытому в тайне Евхаристии. Наша задача – услышать то, что Бог говорит в тишине нашего сердца. 

В прошлый раз мы пришли к Иисусу вместе с женщинами, которые хотели помазать Его Тело благовониями. Это Тело — Церковь. Когда мы приходим на Адорацию, мы приходим помазать Тело Христа, на котором много ран. Нашей молитвой мы можем прикоснуться к этим ранам, чтобы Господь их исцелил. 

Сегодня мы придем ко Христу вместе с Петром.  Как он встретился с Господом после Его воскресения? 

То, что чувствую я, и наверняка многие из вас — это усталость. Мы устали физически. Весна — это время, когда все творение испытывает усталость, уже не хватает сил, которые мы накопили летом, все потрачено зимой. Физическая усталость влияет и на нашу духовную жизнь. Наше тело, психика и духовная жизнь всегда взаимосвязаны. Иногда мы чувствуем усталость в духовной жизни: не хочется идти дальше, не хочется бороться, не хочется бодрствовать в молитве. Хотелось бы отдохнуть, уйти куда-то далеко, или вернуться к той жизни, которая казалась нам хорошей до момента нашего обращения. 

То же самое сделал Петр. В Евангелии от Иоанна мы читаем о том, что он пошел ловить рыбу, вернулся к тому, что было его призванием до встречи с Господом.  «Пойду ловить рыбу…Надо зарабатывать на жизнь. Иисус умер, воскрес – хорошо, мы Его встретили. Он пришел к нам в Иерусалим, но все равно, я пойду ловить рыбу, потому что надо что-то сделать со своей жизнью». Несмотря на то, что Иисус сказал ему, когда они встретились в первый раз: «Ты будешь ловить людей, не будешь ловить рыбу», Петр возвращается к прежнему. В нас тоже иногда возникает такое желание: «Как было бы хорошо вернуться в Египет». То же самое говорили израильтяне в пустыне: «Как хорошо было в Египте, там было все». Но если посмотреть на то, как они жили в Египте, видно, что там не было ничего хорошего, было рабство. Египтяне притесняли израильтян, но когда те пошли в пустыню, они говорят, что и рабство можно пережить, лишь бы было что поесть. 

Мы иногда думаем так же, когда приходит усталость в духовной жизни: «Было бы лучше вернуться к такой жизни, какая была до момента нашей встречи с Господом». Усталость. «Пойду ловить рыбу». Но для учеников Христа нет пути назад.  Невозможно вернуться обратно. Иисус сам указывает на это. 

Встреча Иисуса с Петром состоит из двух частей. Первая — когда Петр был в лодке. Вторая — разговор Иисуса с Петром. Что случилось в лодке?  Когда Петр сказал, что идет ловить рыбу, ученики ответили: «Мы тоже пойдем». Посмотрите, как наша усталость влияет на других: если я скажу: «Мне не хочется… знаю, что сегодня воскресенье, но не хочется идти на мессу». Если я поделюсь этой «благой вестью», то другие скажут мне: «Ну, если и ты не идешь, то я тоже не пойду. Кто я такой, чтобы идти, если даже ты не пошел?». Неважно, кто так говорит. Мы всегда так оправдываемся. Наша усталость влияет на других. 

Петр пошел ловить рыбу, и что случилось? Они работали всю ночь и ничего не поймали. Так и мы. Если мы хотим вернуться к той жизни, которая была прежде, будем ловить всю ночь и не сможем ничего поймать. Если мы один раз уже сказали Господу: «Да, я хочу следовать за Тобой», то невозможно поймать рыбу, поймать счастье (потому что в этот момент рыба для Петра — это счастье) без Господа. Они работали всю ночь и ничего не поймали. В этот момент и приходит Господь, спрашивая учеников: «Есть ли у вас какая пища?» Они отвечают: «Нет, мы работали всю ночь и ничего не поймали». Иисус говорит им забросить сеть по правую сторону лодки. Они закинули и поймали. Повторяется то же самое событие, которое было в момент первого призвания Петра. Они поймали, когда закинули сеть по слову Господа. Петр еще не понял, что произошло. Какой-то человек на берегу говорит им закинуть сети по правую сторону лодки. Они поймали, но до Петра еще не дошло, кто это. Иоанн говорит: «Это Господь». В этот момент Петр узнал, что это Господь. 

Важно, что Иисус повторяет то же самое событие, которое было в начале. Если Он хочет напомнить нам о первой любви, то повторяет это событие. К Марии Магдалине Он обращается: «Мария!» — и в этот момент она узнает Его. Для Петра повторяет чудесный улов, чтобы Петр узнал, что это Он, Тот, кто его призвал. 

Нам тоже в момент усталости надо обращаться к этому моменту. У каждого из нас такой момент есть. Я не знаю, каким был этот момент у вас, но знаю, какой был у меня, и почти каждый день возвращаюсь к нему, чтобы понять, что случилось, потому что до сих пор я не до конца понимаю, что случилось много лет назад, когда Господь пришел ко мне и сказал:  «Вот путь света, если хочешь, иди». Я пошел, и почти каждый день возвращаюсь к этому моменту. У каждого из вас есть такой момент, момент первой любви, когда Господь пришел к нам, и тогда никто из нас не осознавал, что произошло, но мы понимали: «Я люблю Его, и Он любит меня». Понимали, что эта любовь призывает нас к чему-то: к тому, чтобы поменять свою жизнь, следовать за Ним, и потом всю жизнь думаем: «Что это было? Почему я пришел в Церковь?» Когда мы устали, надо возвращаться к моменту первой любви. 

Что сделал Петр, когда узнал, что это Господь? Бросился в воду. Бросился в сторону Иисуса, не дожидаясь, пока лодка причалит к берегу. Он будто хотел еще раз пойти по воде. Но этого не случилось, потому что это возможно только по слову Иисуса, как и этот улов рыб. Но все равно, Петр бросился, побежал в сторону Господа. Это ответ любви. 

Надо смотреть на жесты человека в Библии. Через жесты мы выражаем то, что в глубине нашего сердца. У каждого из нас есть свой внутренний язык, которым мы разговариваем сами с собой и с Богом. Иногда мы можем это увидеть в момент эмоционального напряжения. Например, если я увидел что-то красивое, я говорю: «Wow!!!» Потом еще могу добавить: «Красота!» Или: «Ах!» Когда мы любим, тоже используем этот внутренний язык. Сколько раз я сидел напротив девушки  и говорил: «Мммм..», не зная что сказать. Я бы хотел что-то сказать или броситься в ее сторону. То же самое происходит на молитве. Я не знаю, что сказать: «Мммм… Господи!» Эти чувства слишком сильны, чтобы их выразить в словах. Когда мы начинаем думать, используем поэтический язык: «Ты, как роза». Это уже придумал поэт, и я использую его слова. Но сначала просто: «Wow!..» Просто пропадает дар речи, когда видим что-то красивое. 

То же самое с Богом. Петр сразу бросился в воду, чтобы быть близко к Господу. Нам тоже надо «броситься в воду».  Адорация и есть такой момент, когда в духовном смысле мы бросаемся в сторону Господа. В прошлый раз мы вместе в женщинами припали к Его ногам, чтобы поклониться Ему со страхом Божиим. Сейчас мы хотим броситься в Его сторону, потому что говорим о благочестии. 

Дар благочестия — что это то, о чем говорит Ветхий Завет: любить Бога всем сердцем своим. Эти два дара — страх Божий и благочестие — относятся к любви. Это дар, который Бог дает нашей любви. Страх Божий сохраняет любовь, чтобы не сделать какой-то глупости, не совершить греха, а благочестие дает мне силу броситься в сторону Господа всем сердцем своим. На Адорации мы остаемся на своих местах, но всем сердцем своим бросаемся ко Господу. Как Петр, вместе с Петром. 

Это внешний вид того, что произошло в сердце Петра: идти в сторону Бога всем своим существом. Но что произошло внутри? Что дает нам дар благочестия? 

Об этом разговаривают Иисус и Петр: три вопроса, которые задал Иисус Петру:  «Любишь ли Меня больше, нежели они?»  — «Так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус спрашивает Петра трижды. Некоторые говорят, что это потому, что Петр трижды отрекся от Иисуса, и должен подтвердить каждое отречение исповеданием любви. «Я отрекся первый раз — я люблю Тебя. Второй раз — я люблю тебя. Третий раз — я люблю Тебя». Но если посмотреть на то, как Иисус обращается к ученикам, то увидим, что Иисус никогда не возвращается к моменту отречения.  Иисус не говорит ученикам: «Что вы наделали?!» Нет. Он никогда даже не упоминает того, что произошло. Он всегда обращается с любовью. Почему Он обращается трижды? Этого не видно ни в русском, ни в польском, ни в итальянском, ни во французском переводе. На греческом там используется два слова. Вообще в греческом языке для разговора о любви есть три разных слова: «eros», «agape», «philia». Иисус, обращаясь к Петру, в первый раз использует слово «agape». Это любовь, которая отдает себя без остатка. А Петр отвечает словом «philo». Это любовь-дружба, симпатия, «нравишься Ты мне, Иисус». В итальянском языке есть выражение «Ti voglio bene», которое можно сказать всем, кто нам симпатичен, а «Ti amo» — только одному. Петр говорит Иисусу «Ti voglio bene». Иисус снова спрашивает: «Agapas?» — а Петр снова: «Ты мне нравишься». Ничего не понимает. В третий раз Иисус спрашивает: «Я нравлюсь тебе?» Поэтому и опечалился Петр, потому что понял, что Иисус сошел на уровень его любви. До этого был слишком высокий уровень, и когда в третий раз Иисус спросил, «Любишь ли Меня?», используя слово «phileis», понял, что Иисус сошел на его уровень. «Ты знаешь все, Ты знаешь, что я люблю Тебя». 

Что нам дает дар благочестия? Возможность перейти с уровня «philia» на уровень «agape». Это дар Святого Духа, и Петр смог так возлюбить Господа потом. Это ему и сказал Иисус: «Когда ты был молодой, ты опоясывался сам. Когда состаришься, кто-то другой опояешет тебя и поведет, куда не хочешь». Это был момент, когда Петр отдал свою жизнь, когда он уже перешел на этот уровень любви, любви всем сердцем своим, так, что смог отдать все, чтобы не только получить от Господа все, но и все отдать Ему. В этом нам и помогает дар Святого Духа, дар благочестия, чтобы подняться с уровня «Господи, Ты мне нравишься»: мне приятно в Церкви, можно приходить, это полезно… Но это еще не та любовь, о которой спрашивает Иисус: «Ты сможешь отдать свою жизнь ради Меня?» На момент того разговора Петр сказал: «Нет». Но Иисус отвечает ему: «Потом сможешь». Когда ученики получили Святого Духа в Пятидесятницу, Петр смог дать свидетельство, свидетельствовать о любви Христа, и в этом нам помогает Святой Дух, который дает нам дар благочестия.  Смысл благочестия в том, чтобы перейти с одного уровня любви на высший. Подготовимся же к тому, чтобы духовно броситься к Господу всем своим сердцем. Аминь. 

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.