Урсула Ледуховская: святость по-петербургски

29 мая 2015 г. в  храме св. Екатерины в Санкт-Петербурге – не только день памяти св. Урсулы Ледуховской, долгое время работавшей в этом приходе; в этом году отмечается 150-летний юбилей со дня рождения святой.

На мессе верные могли почитать мощи св. Урсулы, а у алтаря был выставлен ее образ. Скорее, это портрет, на котором св. Урсула изображена в светском платье, скромном, но изящном; относится он к тому периоду ее пребывания в России, когда ношение монашеского хабита было запрещено. Этот портрет для меня служит прекрасным напоминанием о том, что ни знатное происхождение,  ни аристократическое воспитание, ни большие связи в обществе не станут препятствием для человека, стремящегося в самых простых и насущных делах служить Господу.

Urszulanki_

Можно сказать, что Урсула Ледуховская – очень петербургская святая: ей присущи поистине питерская сдержанность и интеллигентность,  европейское воспитание и искренняя любовь к России.  А еще еее могут почитать своей  покровительницей иностранцы, прибывающие в нашу страну для религиозного служения.  Св. Урсула одной из первых испытала на себе сложность сдачи экзамена по русскому языку, оформления документов для жительства в Петербурге, сложность отношений с российской бюрократией…

 Но св. Урсула оставила еще и огромное духовное наследие, которое не лишего своих парадоксов. Об одном из них мы побеседовали с с. Иоанной Трута.

Urszulanki_07

- Сестра Иоанна, Вы неоднократно рассказывали об одной из главных черт духовности и служения св. Урсулы – апостолате улыбки. В то же время название конгрегации, которую она основала – «Конгрегация Урсулинок  Сердца Иисуса в агонии» напоминает о страстях Христовых. Как две эти противоположные вещи связаны между собой?

С. Иоанна:  С одной стороны это и правда звучит как парадокс. С одной стороны, это радость внутренняя: нам не обязательно все время улыбаться через силу, натягивать на себя улыбку.  Для меня лично это означает, что христианин постоянно умирает для себя, каждый день. Умирает для эгоизма, для дурных привычек, слабостей, грехов. И когда человек начинает это осознавать,  то он радуется, что может как Иисус отдавать свою жизнь.  Он отдал за нас жизнь, чтобы мы спаслись от греха; и мы тоже можем отдать свою жизнь. И это  огромная радость.  Когда в нас умирает конкретный грех, или слабость, тогда мы идем к жизни.  Умирая, мы идем к жизни.  Агония – это путь к истинной Жизни. Ведь без смерти нет Жизни.  Иисус Сам показал нам этот путь – от смерти в жизнь.

Сестру Оксану Бритик, которая именно в Петербурге приносила свои вечные монашеские обеты, мы спросили о первых впечатлениях от «встречи»  со св. Урсулой.

Urszulanki_02

С. Оксана: Когда первый раз сестры рассказывали мне о св. Урсуле, мне было совершенно непонятно, почему вдруг она решила поехать в Россию, зачем? Я испытала сильное восхищение этим поступком.  Ведь она не просто ехала в другую страну: ей нужно было преодолеть массу трудностей.  Выучить язык. Первое, что нужно было ей сделать – сдать экзамен по русскому языку! Тут необходима настойчивость.  После года работы в Петербурге я поехала в Пневы, где покоится тело св. Урсулы, и пыталась молиться по-польски. А потом подумала: ведь она же прекрасно понимает по-русски!

Будем же в наших ежедневных просьбах чаще прибегать к заступничеству Урсулы Ледуховской  — святой, которая понимает по-русски.   

Анастасия Паламарчук

Видеозарисовка Михаила Фатеева о служении сестер урсулинок в Санкт-Петербурге

 

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.