Умберто Эко и улыбка Иисуса

Вчера поздно вечером отошел ко Господу Умберто Эко. Я могу жалеть только о двух вещах: 1 ) он не придумает сюжет еще одного романа (хотя, наверное, в ящиках его стола хранится еще много неизданного) и 2) я так и не смогу признаться ему в любви лично.

По законам жанра дальше должна следовать дежурная фраза о том, что «без Умберто Эко представление о современной интеллектуальной жизни Европы было бы неполным», и это, бесспорно, так. Но я скажу иначе: мне кажется, что творчество Эко – не только его романы, но, гораздо важнее, – научные работы и публицистика обязательны для прочтения и обдумывания современному христианину.

umberto_03

То, что в зрелом возрасте Эко не был католиком – факт известный и не подлежащий сомнению. И этот же факт вселяет в меня огромный оптимизм: несмотря на пугающие картинки в телевизоре и апокалиптические высказывания радикальных проповедников, Европа остается глубоко христианской, если даже такой интеллектуал-скептик, как Эко пишет и действует в христианской и подлинно гуманистической системе координат. Средневековье предлагало человеку читать Книгу Писания и Книгу Природы, которые открывают одного и того же Творца, но разными способами. Умберто Эко скромно ограничивает себя ироничным и вдумчивым анализом книги сотворенного мира, оставляя своим читателям свободу добавить (или не добавить) к ней Откровенное знание.

1. Насколько мне известно, в те достославные времена, когда интернета (о ужас) не было, да и с христианской литературой было непросто, «Имя Розы» для многих будущих католиков стало одним из первых источников информации о католической Церкви, монашестве, монашестве средневековом и многих других интересных вещах. Вопреки тому, что большинство персонажей романа отнюдь не ангелы во плоти, книга отчаянно провоцировала на дальнейший поиск информации. Одна из самых больших заслуг Эко – пробуждение в современном обществе интереса к его средневековым истокам, истокам европейским и определенно христианским. Красоту этих истоков помогают еще глубже раскрыть и понять научные работы Эко по средневековой эстетике. Теряя эти корни, мы начинаем «верить во что угодно» и? в конечном счете? теряем самих себя.

2. Умберто Эко – человек Разума в самом высоком смысле слова. И то, как он разумом пользуется, делает его очень похожим на Фому Аквинского. Разум дан человеку, чтобы с любовью постигать вещи самые высокие и самые обыденные. Использование разума делает мир многогранным и цветным, а еще разум помогает отделять смыслы от иллюзий и заблуждений. Это, бесспорно, христианский мир, потому что мир религиозного фанатика лишен и богатства красок, и бесконечности обретаемых смыслов. Но что еще более важно – пользоваться разумом призван каждый, от университетского профессора до рядового грузчика.

umberto_04

3. Умберто Эко не только изучает и анализирует реальность, он, как настоящий итальянец, любит жизнь. Хорошая книга, хороший табак, вино, беседа, друзья. Однако любить – не значит не видеть недостатков. Если человека ничего не раздражает, скорее всего он уже труп. А уж если итальянца начинает раздражает современное общество, политика и газеты, он ругается, причем громко, едко и эмоционально! Прочтите «Картонки Минервы». Умберто Эко не только не замыкается в сфере высокой науки, но и считает ответственностью интеллектуала показывать и обличать пороки современного общества – в прессе, в медиа, на открытых встречах, в университетских аудиториях. Более того, миссия интеллектуала – бороться с теми чудовищами, которые порождает сон разума (прежде всего – с «вечным фашизмом») и постараться победить.

4. Уважение к человеческой личности и ее свободе – то, без чего Эко не был бы Эко. Ему свойственно глубоко гуманистическое видение человека как микрокосма . Будь то маленький мальчик из провинции или стареющий профессор – каждый человек – творец миров и владетель сокровищ. Свобода фантазии, свобода полета мысли от одного захватывающего сюжета к другому. И – свобода хрупкая, уязвимая перед фашизмом и тоталитаризмом, перед пренебрежением «простецами» и любого рода фанатизмом. Ее можно и нужно защищать – с помощью разума, а еще – с помощью здорового скепсиса, самоиронии и чувства юмора, в чем Умберто Эко – непревзойденный мастер. В конце концов, именно Эко, а не серьезные богословы убедил нас в том, что Иисус был способен улыбаться.

Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.