Первое искушение. 7 замечаний

«И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4,3-4).

1. Дьявол первым обращается к Иисусу. Он приходит в тот момент, когда чувства голода, жажды и одиночества дошли до предела. И в момент, когда человеческая природа Иисуса подошла к точке истощения, дьявол предлагает Ему свой вариант развития событий. Таким образом, лукавый повторяет историю грехопадения. Он первым обращается к Еве и предлагает ей свой вариант развития истории. Если учесть, что имя праматери переводится как «жизнь», то аналогия выстраивается сама собой. Каждый раз дьявол пытается отравить источник у самого его начала. И в обоих случаях он применяет одну и ту же тактику, полуправду или извращение правды. С Евой уловка сработала, а вот с Сыном Божиим…

2. Дьявол начинает диалог с предположения «если». Подобная формулировка еще не раз будет звучать в отношении Иисуса: «если Ты сын Божий…», «разве Ты Сын Божий…». Даже у подножия Креста мы услышим их вновь от насмешников, пришедших посмотреть на казнь Царя Иудейского.

temptation_01

3. Сын Божий – это Мессия. Тот, Кого многие столетия ждали евреи. В этом потомке Давида должно сочетаться множество качеств: величие, мужество, мудрость. При этом современники Иисуса забывали, что Мессия еще должен быть кроток и милосерден. Во многом их сердца, жаждущие не столько избавления, сколько отмщения, крови римлян, уже стали добычей дьявола. Поэтому в вопросе лукавого скрывается не только издевка, но и недоумение»: Ты ли Тот, Которого ждут евреи? Тот, Кто разрушая мое царство начнет строить Свое? Дьявол потом, в следующем искушении, уточнит для себя этот вопрос.

4. Мессия подобен не только царю Давиду, но и Моисею, поэтому в их биографии столько общего. Иисус пришел, чтобы исполнить обетование, а не отменить его. Иисусу предстояло вывести Израиль из нового египетского рабства. Только теперь евреям не нужно было для этого пересекать пустыню. Теперь речь шла о духовном пути к свободе детей Божиих. Иисус, как и Моисей, приносит Свои «пять речений избавления»: «выведу… и избавлю… и спасу… и приму … введу вас в Страну» (Исх 6,6-8). Мы обычно обращаем внимание только на обещание спасти, избавить и принять. Но Мессия еще и предлагает путь, ведущий в новую страну. Только теперь этот путь невозможно пройти ногами. Он Сам становится этим путем. Во времена Моисея Бог постоянно напоминал евреям, что Он владеет историей, что только в доверии Ему может получиться что-то хорошее. Теперь же Он входит внутрь нашей истории, становится одним из нас, потому что новая Страна не из плоти и крови. Путь туда требует не столько физических усилий, сколько глубоких внутренних изменений. И, как и во времена Моисея, евреям сложно покидать свой духовный Египет.

The Temptation in the Wilderness 1824 by John St John Long 1798-1834

5. Предлагая превратить камень в хлеб, дьявол словно повторяет вопрос о мессианстве Иисуса. Ведь во времена сорокалетнего странствия к Земле Обетованной Господь посылал манну с неба. Она появлялась как иней среди камней. Практически из самих камней (Исх 16,14-15). Если перед дьяволом истинный Мессия, то что ему стоит сделать небесным хлебом камни пустыни? В этом моменте сплетено сразу несколько ниточек. Бог послал евреям манну именно в тот момент, когда их запасы подошли к концу. Т.е. вынесенная из Египта мука закончилась. Эта мука была символом связи со страной исхода. В этой муке скрывались их воспоминания о ежедневном куске мяса, об обычаях и традициях тех мест, да просто о тепле и уюте оставленных домов. Тяготы рабства забылись, а тоска осталась. Бог посылает манну, не только чтобы накормить евреев, но и чтобы показать им, что всё в Его руке. Он использует их просьбу как воспитательный момент. Манны хватает всего на один день, ее нельзя сохранить про запас. Таким образом, манна учит евреев смирению. Они учатся жить без запасов, без уверенности в завтрашнем дне, опираясь только на Бога.
Дьявол просит чуда и, таким образом, предлагает Иисусу показать и Свою «грешную природу»: превратив камень в хлеб, Он поступил бы как один из магов Востока, творящих чудеса себе на потребу. Мессия, действительно, может насытить множество людей, но побуждает Его к этому не эгоизм и не желание похвастаться или доказать свое мессианство, а сострадание, милосердие.

6. Оборот «сердце каменное» нередко встречается в Библии. Предлагая Иисусу превратить камень в хлеб, дьявол говорит об еще одном аспекте Мессии: умении изменять сердца людей. И в этом смысле Иисус также не идет путем силы, но путем воспитания. Он преображает сердца ищущих, жаждущих правды. Такие люди становятся Его учениками. Они понимают всю глубину ответа Господа: «не только хлебом жив человек», потому что ищут не уюта, комфорта или внутренней успокоенности, а Истину.

temptation_03

7. И, наконец, Иисус Сам становится для Своих учеников Хлебом живым. В этом смысле Он раскрывает Себя не только как Мессия Израиля, но и как Спаситель всего человечества. Он отвечает дьяволу в пустыне словами Ветхого Завета (Втор 8,3). А потом, по прошествии нескольких лет, отвечает, устанавливая Таинства Евхаристии, ту самую опору врат Церкви, которую не смогут одолеть врата ада.

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога "Тау". Замужем. Мать троих детей.