В гостях у сету

Деревня Сигово находится неподалеку от старинного города Изборска в Псковской области, в ней проживает народ сету, язык которого близок к эстонскому, имеющий свою оригинальную культуру. В России, по данным последней Переписи 2010 года, сету осталось всего 130 человек.

Когда мне на работе предложили заниматься темой, посвященной коренным малочисленным народам Северо-Западного региона, я удивилась: «Какие народы Ленинградской и Псковской области? Вот с Дальним Востоком и Севером все понятно: кто сохранил традиционные промыслы, тот и коренной!». Тогда мой научный руководитель, который всю жизнь занимался Севером, задумался и ответил: «В Псковской области и Эстонии сету есть». Поскольку Дальний Восток и Север далеко, а Северо-Запад близко, тема показалась перспективной.

sigovo_kot

Попутно я выяснила, что в Ленинградской области и в Псковской области действительно есть что посмотреть, более того, еще недавно были традиционные деревни. И если этнографической «Меккой» можно назвать Ямал, где кочуют ненцы-оленеводы, или село Ловозеро, где проживают саамы, то и неподалеку от Санкт-Петербурга оказалось есть, что изучать: в Ленинградской области – Лодейнопольский, Бокситогорский, Тихвинский и Подпорожский районы, где проживают вепсы, республика Карелия, где помимо вепсов есть еще карелы, финны-ингерманландцы, в Псковской области в Печорах — сету.

В мае я составила маршрут Псков – Изборск – Сигово. Специалисты-этнографы советовали ехать в Эстонию, но это было дальше и дороже, в итоге я решила начать с Псковской области. И если в Изборске я уже была – ездила на реконструкцию в XIV века «Железный град» в августе 2011 года. Там мы прожили на берегу заповедника около Словенских ключей в палатках 4 дня, то в Пскове была впервые.

sigovo_

И вот несколько часов из Санкт-Петербурга на машине — и мы оказались на месте. Когда мы приехали в Сигово, меня поразило то, что после большого города было очень тихо, природа очень красивая. Рядом с этнографическим музеем гнездо аистов. И, если еще в 1980 годы в этой деревне кипела жизнь, то сейчас осталось только несколько домов дачников и два музея. Автобусы ходят раз в неделю, Интернета нет. Сами постройки напоминают эстонский музей крестьянского быта XVIII-XIX века Рок-Альмаре. В Сигово два музея, государственный и частный.

Музей памяти сету 20 лет назад организовала Татьяна Николаевна Огарева, жительница Петербурга, которая в деревню Сигово переехала в 1980 годах, по воле случая купив там дом. Она хотела отдохнуть от городского шума, до того никогда не жила в селе. Местные, когда она начала жить в деревне, ходили в национальных костюмах, говорили на родном языке, который она совершенно не понимала, но позже понемногу выучила некоторые слова, чтобы можно было поговорить с соседями.

sigovo_ogar

Татьяна Николаевна хорошо отзывалась о жителях деревни Сигово, которые были доброжелательными, отлично ее приняли и во всем помогали, понимая, что нелегко одной жить в деревне, особенно, если в городе вырос.

В Сигово тогда как будто время остановилось: дорог толком не было, электричество провели только в 1980 годы, до этого вечером жили при керосинке. Были коровы и развитое сельское хозяйство. В деревне, в большей степени, чем где-либо еще, даже в советское время, сохранилось православие, однако, со своими элементами традиционной культуры.

В музее памяти Сету местная художница писала портреты жителей, которые приносили костюмы, есть много старых фотографий, «Боговы полотенца», которые использовались под иконами в Красном углу, вышивки XIX – XX века. Жизнь была сложная, для детей — игрушки, велосипеды, обувь, а также станки – все делали сами. Раньше школы были только приходские, а когда рассказывали басни или сказки – например, про Красную шапочку, то ученики школ приходили домой и вышивали на тему того, что услышали. Такие работы можно также увидеть в музее. Когда в конце 1990 годов многие из деревни уехали, а кто-то умер, Татьяна Николаевна решила сделать музей памяти народа сету.

sigovo_kapturek

Сейчас территория по Тартусскому мирному договору 1944 года, где живут сету, разделена между двумя государствами: Эстонией и Россией. После перестройки границы стали реальной проблемой для стариков, которые остались в Псковской области, и детей, которые уехали в Эстонию в поисках лучшей жизни.

Эстонское правительство для вступления в Европейский Союз с 1995 по 2000 год приняла программу по переселению сету, оказывалась финансовая помощь. Тогда большая часть сету уехала в Эстонию, тем более многие и в колледже, в университете учились в Тарту, поскольку он был ближе к Печорскому району. Молодежь успешно интегрировалась в общество, да и сами сету в 2000 годы, когда их опрашивали этнографы, отвечали: «Сами мы сету, а дети у нас — эстонцы». В Эстонии сету отдельным народом никогда не считали, а сетусский язык называли диалектом эстонского. Однако сейчас в России сету только 300 человек, в Эстонии по одним данных 5000 человек, по другим – 8000.

sigovo_museum_setu

Когда началось массовое переселение сету в Эстонию, жительница Изборска Хелью Александровна Маяк создала Печорскую районную общественную организацию «Этнокультурное общество народа Сето», куда и вступили все жители сету Печорского района Псковской области. Сама Хелью Александровна работает в музее в Изборске.

В государственном музее народа сету в Сигово я поговорила с девушкой Марией, которая учится в Печорах, стала работать в музее, потому что нужна была подработка, раньше в этом доме жили ее предки. Работая в музее, Мария много узнала о культуре своего народа сету, научилась печь луковый пирог, которым нас угостила, и готовить овсяный кисель. Часто в Сигово приезжают дети на мастер-классы, проводится конкурс рисунков.

Не последнее значение в формировании культуры сету сыграло православие, в особенности в период после строительства Псково-Печорского Свято-Успенского монастыря.

sigovo_museum

В конце XIX — начале XX века весь Псково-Печорский край состоял из 11 приходов, куда ходило как русское, так и сетусское население. В Печорском, Изборском и Мальском приходах было разделение по языковому признаку, например, в Изборском приходе «священник Панов отвечал за полуверческие деревни, а Щекин за русские». Это разделение касалось только отправления таинств, но не касалось богослужебной практики, праздников, пастырской деятельности, в остальных приходах разделения не было.

Совместные праздники способствовали двуязычному общению на русском и сету. Гуляния после праздников проходили в нескольких деревнях: в одних проводились совместно, в других присутствовали иноязычные гости, а в третьих – присутствовали только русские или сету. В советское время, когда сету оказались на территории Эстонии, службы на родном языке прекратились.

sigovo_polennica

Относительно происхождения сету у историков нет однозначного мнения. По одному из предположений, сету – потомки псковской чуди, которые бежали в Псковщину от рыцарей Ливонского ордена и от насильственной христианизации, сету хотели остаться язычниками, да и просто экономическое положение было лучше на этой территории. Другое предположение то, что сету является коренным населением, так же, как ливы, ижора и водь, народы современных Литвы и Ленинградской области.

История финно-язычного населения на Западе Псковской области до XVI века остается гипотетичной, а достоверная история начинается с конфессионального отделения западной части Изборско-Псковской земли от остального населения Восточной Прибалтики. Первые чёткие воспоминания у всех групп сету связаны со строительством Псково-Печорского монастыря, деятельностью печорского миссионера преподобного Корнилия, который в XVI веке обратил в православие местных эстов.

В XIX веке за сету в источниках на русском языке закрепилось название «полуверцы». Первая работа на русском языке о сету принадлежит М.Л. Миротворцеву, который писал, что «полуверцы отличались честностью, спокойствием и религиозностью».

Еще один автор XIX века, из работ которого мы узнаем о сету, профессор Духовной семинарии Трусман Юрий Юрьевич, написавший труд «Полуверцы Печорского края», датировал крещение местных финно-язычных племен XIII веком. Часто перед тем, как крестить местное население, проводили сорокадневную катехизацию. Священники приезжали время от времени, потому большую часть времени новообращенные христиане были предоставлены сами себе. Еще одной особенностью христианизации сету было то, что их часто крестили монахи-пустынники. Из-за отсутствия письменности вплоть до XIX века, когда появилась православная литература на эстонском языке, у сету не было возможности ознакомиться с текстом Священного писания, однако, в культуре и пении было заметное влияние христианства. Принятие православия стало барьером, которое мешало сету ассимилироваться с родственной эстонской культурой.

sigovo_isborsk
Сету переняли в большей степени обрядовую сторону православия, особенно часто обращались за заступничеством к Божьей Матери. Где жили сету, ставили деревянные часовни, каменных храмов не было. Часто совершали богослужение дома, эта традиция сохранилась вплоть до XX века.

Местные традиции и сейчас в какой-то степени сохранились в культуре сету. Однако, не всегда о них охотно рассказывают. Так, когда я спрашивала Марию и Хелью Александровну, которые работают в музее, они обе рассказали, что в ночь перед Рождеством надо было положить серебряную вещь (раньше, когда носили костюмы, это была фибула, сейчас необязательно) в воду, потом пить эту воду. Всегда было особое отношение к крещению. В XIX веке было много желающих участвовать в крещении ребенка, поскольку считалось, что душа младенца молится за всех присутствующих, а такие молитвы особенно слышит Бог. А когда крестили дома сами, воду нужно было выливать под яблоню, чтобы у ребенка жизнь была сладкая.

sigovo_kukly

Сейчас в жизни сету в России сильно участвует Псково-Печорский Свято-Успенский монастырь и Администрация Псковской области и созданное «Этнокультурное общество народа Сето». Два раза в год на великие праздники, Рождество и Успение Богородицы, они организуют возможность для эстонских сету приехать и поведать своих близких в России. На праздники всегда рады гостям.

Александра Бочарникова

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.