Еврейский взгляд на христианство
28 октября исполняется 50 лет со дня публикации декларации Второго Ватиканского собора Nostra aetate, посвященной отношению к нехристианским религиям. Одна из ее частей посвящена иудаизму.
А что сами иудеи думают о взаимоотношениях с католиками? Мы побеседовали с известным израильским исследователем иудаизма Пинхасом Полонским. Совсем недавно в Москве увидела свет его книга «Еврейский взгляд на христианство: две тысячи лет вместе».
- Тема взаимоотношений между христианством и иудаизмом, кажется, мало кого интересует, почему Вы решили написать эту книжку?
- Почему никого не интересует? Во-первых, и евреи, и христиане бывают разные. Вообще, большинство людей во всем мире интересует их страна, а не другие страны, их конфессия, а не другие. Но поскольку во все это вовлечены миллионы, то даже если одному проценту эта тема интересна, то это уже много десятков тысяч человек.
Но главное, как я считаю, взаимоотношение между иудаизмом и христианством — это будущее западной цивилизации. Западная цивилизация родилась на основе еврейского влияния, которое было библейским влиянием. Конечно, было греческое влияние, римское, но в религиозном смысле все основывается на библейских концепциях.
Как две тысячи лет назад исход евреев из своей страны стал грандиозным событием, которое повлияло на все развитие мира, так же и возвращение евреев в свою страну должно сильно повлиять на все формирование цивилизации. Мне кажется, что возвращение евреев в Израиль – это момент пересмотра всех предыдущих взаимоотношений и это будет одной из важных точек дальнейшего развития.
- Каким Вы видите развитие взаимоотношений между евреями и христианами?
- Прежде всего, важно пересмотреть свое отношение к другой стороне. Для христианства очень важен пересмотр своего отношения к иудаизму. Перейди от концепции, что христианство пришло заменить иудаизм, к концепциии, что христианство пришло дополнить иудаизм. Иудаизм обращен в основном к еврейскому народу. Христианство должно осознать себя, как обращение иудаизма к человечеству. Это очень сильный пересмотр всех концепций!
- А что с иудаизмом?
- Евреи раньше всегда видели в христианстве опасность. В диаспоре, когда евреи представляли маленькую группу, которую христиане хотели поглотить или обратить в свою веру. Нашей, как евреев, задачей было сохраниться и вернуться в свою страну. Эта цель достигнута. Мы сохранились, вернулись, а дальше что? Когда мы смотрим на мир не из диаспоры, а из Израиля, то меняется вся перспектива.
Пришло время задуматься о своем влиянии на человечество. Поэтому никак нельзя пройти мимо того влияния, которое было оказано на цивилизацию через христианство. Христианство способствовало распространению еврейской концепции по всему миру. Это не политическое или культурное, а религиозное событие!
Надо сказать, что такое понимание в иудаизме есть. В XII веке у Маймонид писал, что христианство и ислам несут человечеству еврейские идеи. Причем христианство, несомненно в большей степени, чем ислам. Потому что христианство просто Танах (Пятикнижие) и просто несет в мир еврейский текст. Ислам в этом смысле, несомненно, гораздо дальше от иудаизма.
Мне кажется, что иудаизм, христианство и ислам составляют монотеистический комплекс человечества. В этом комплексе иудаизм – это отдел разработок. Христианство и ислам – это отдел донесения до общества, до общества разных типов.
Если мы будем спорить о прошлом, то никогда не достигнем взаимопонимания. Тут как в известном анекдоте. К пришедшему Мессии прибегают евреи и христиане. Христиане говорят: «Скажи, что Ты пришел во второй раз». Евреи тоже обращаются к Мессии: «Скажи, что Ты пришел в первый раз». На что Мессия отвечает: «No comments».
Когда придет, тогда поговорим! Но если у нас те же самые цели, а описание христианством Второго Пришествия полностью совпадает с еврейским Пришествием Мессии, детали достаточно разнообразны внутри каждой из версий, но в принципе они согласуются. Мы идем к одному и тому же. Когда мы дойдем, то подумаем, как нам переосмыслить предыдущие этапы. И в этом смысле мы можем сотрудничать и идти вместе.
- Для христианства основой веры является, что Христос – это Бог.
- Вы уверены?
- Абсолютно!
- Я не сомневаюсь, что на сегодняшний день для христиан Христос является Богом, но я сильно сомневаюсь, что это – единственная интерпретация. Ведь все это базируется не на Евангелии, а на двух-трех стихах из апостола Павла, которые по-разному читаются.
Линия, которая не обожествляет Иисуса, имеет длинную историю в христианстве. Согласен, что это далеко не мейнстрим.
Но дело в том, что такое бог? Простейший пример. Есть ли в Торе место, где человека называют богом? Есть, в книге Исход. Бог говорит: «ты будешь богом, а Аарон твоим пророком». Так что Моисей является богом? Хотя Бог ему говорит непосредственно в тексте. Еврейские понятия «Элогим» и «тетрагремматон» (непроизносимое Имя Бога, записанное четырьмя буквами) на русский переводятся, как «Бог» и «Господь», воспринимаются, как синонимы. На иврите — это разные вещи!
Может ли человек быть «Элогим»? Ответ: может. Но это не значит, что он бог, он просто исполняет функции бога. Это огромный пласт богословских исследований. Я думаю, что христианство со временем, знакомясь со своими еврейскими корнями и переводя христианские тексты обратно в иврит, т.е. в еврейское пространство, поменяет свою точку зрения.
- Да… Не зря говорят, что вера Иисуса нас объединяет, а вера в Иисуса разъединяет…
- Допустим. Я бы не стал говорить, что вера Иисуса прямо так объединяет. Иисус – один из фарисеев, один из тех, кого можно отнести к фарисейскому направлению. В этом смысле не его вера объединяет, а сам Иисус находится в том же пространстве, что и иудаизм, мейнстрим иудаизма.
В чем роль Иисуса с иудейской точки зрения? Иисус находился в рамках иудаизма. Это очень харизматический проповедник, который обвиняет прогнивший истеблишмент собственной религии в том, что он отошел от моральных норм. Что совершенно верно. Сам иудаизм обвиняет прогнивший истеблишмент иудаизма, а иначе не было бы разрушения Храма и всего, что за этим последовало.
Иисус по вере ничем не отличается от Талмуда.
- Есть ли какие-то яркие примеры сотрудничества христианства и иудаизма?
- Это, прежде всего, переосмысление, которое произошло за последние 50 лет. В католичестве эти изменения очень существенны. Расскажу историю из собственного опыта. Однажды в Испании я решил посетить монастырь на горе Монсеррат, который, как известно, центр католичества в Каталонии. Поднимаемся туда, а там толпа прямо на площади монастыря. Несколько человек поднимается на помост, что-то громко говорит, люди скандируют. И вдруг они все начинают громко петь на иврите «Шма, Израэль». Я был потрясен! Увидев мое дикое удивление, один человек подходит и говорит: «Вы, наверное, еврей?» Я отвечаю: «Да». Он продолжает: «Мы из движения Неокатехуменат. То, что мы здесь скандировали, это было благословение государства Израиль». Я был поражен. Он говорит: «Мы ездим по Европе и повсюду призываем к взаимопониманию с Израилем». Но это фантастическая вещь!
А с чего начался этот Неокатехуменат? С того, что люди сказали, что нужно изучать Священное Писание. Поэтому, если говорить, что нас объединяет, то нас объединяет Танах. Кстати, именно поэтому я считаю, что термин Ветхий Завет – очень неправильный! Было бы разумнее использовать термин «Общий Завет». Тора, Пророки и Писания — являются священным текстом и для иудеев, и для христиан. Именно это по-настоящему объединяет. Вот на основе этого текста, который общий для обеих религий, мы и можем достичь взаимопонимания.
- Вы рассказали о католиках, идущих навстречу иудаизму. А иудеи? Вот недавно иудеи в горнице Тайной Вечери забаррикадировались, чтобы христиан туда не пускать…
- Сколько их было?
- Несколько человек.
- Несколько человек вы найдете всюду. Несколько человек против чего протестовали?
- Против совершения там христианских богослужений.
- Нет! Против передачи здания. А это совсем другое дело.
Я не говорю, что все проблемы решены. Я говорю, что есть нормальный путь, и он длительный. Как со стороны евреев, есть те, кто интересуется и есть те, кто не интересуются. Точно также и со стороны христиан. Неокатехуменат – это два миллиона человек. В четырехсот миллионной Европе всего два миллиона человек. Все нормально!
- Для чего писалась Ваша книга «Еврейский взгляд на христианство», какой призыв Вы в нее вкладывали?
- Прежде всего, книжка писалась лет, эдак, двадцать пять. Не то, что я двадцать пять лет сидел и писал. Сначала была маленькая брошюрка, потом я ее дополнил, потом еще раз дополнил, снова дополнил, и вот получилось то, что есть сейчас.
Эти дополнения – пересмотр моей позиции. Первый вариант я написал где-то в конце восьмидесятых годов, когда евреи из стран бывшего Союза только-только познакомились с миром и началось христианское миссионерство. Евреям стали привозить книги, которые уговаривали их перейти в католичество или протестантизм, или в православие. Это миссионерство было очень активным и пришлось написать книгу, почему евреи этого не должны принимать.
Надо сказать, что когда я в молодости начинал религиозную деятельность, это было в 75-м году в Москве, существовали как еврейские, так и христианские подпольные общины. Я тогда читал и христианскую литературу, но сознательно выбрал иудаизм. При том, что с христианством я тоже знакомился, и мне казалось важным рассказать другим об этом своем опыте. Поэтому первая брошюра была «почему евреи не христиане и почему это не совместимо».
Но жизнь шла дальше, менялся иудаизм, и менялось христианство. Иудаизм менялся, прежде всего, потому, что взгляд из Израиля не такой как взгляд из России. Христианство тоже очень сильно поменялось. Много значил визит Иоанна Павла II в Иерусалим в 2000 году, перед которым он объявил о закрытии христианской миссии по отношению к евреям. Практически официально перешел с теологии замещения на теологию дополнения.
Все это заставляет нас посмотреть на ситуацию по-другому. Поэтому возникла вторая часть книги. Первая о том, что замещение невозможно, а вторая, что существует внутренняя необходимость дополнительности. Потом когда эта книга была издана, ко мне начали поступать вопросы и ответами я дополнил книгу.
Но я думаю, что это не окончательная версия книги. История продолжается, развитие продолжается, и мы продолжаем прояснять многие вопросы. Жизнь продолжается и осознание диалога далеко не закончено. Оно должно продолжаться и книга должна продолжаться.
Это не означает отказа от какой-то моей позиции, но дополнение ее новыми взглядами. Как гласит известный анекдот, что когда у человека горизонт сворачивается в точку, он говорит: «Это моя точка зрения». Нам нужно нашу точку зрения развернуть в горизонт! Это будет очень правильно со всех сторон, и со стороны христианства, и со стороны иудаизма.
Беседовал Михаил Фатеев