Ныне же будешь со Мною в раю

Размышление о. Алехандро Хосе Карбахо Олеа, CMF о втором слове Иисуса на Кресте: «Ныне же будешь со Мною в раю».

“Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23,39-43).

«Никогда не поздно, если дело хорошее» — гласит народная мудрость. Действительно, никогда не поздно вернуться на истинный путь и достичь спасения, даже в последний момент жизни. Прощение Бога, к которому взывает Иисус в первом слове, эхом звучит в словах одного из злодеев, распятых рядом с Господом, тогда как другой злословит Его: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». 

Быть может, упрек был отголоском разочарования тех, кто верил в то, что Христос освободит народ от римской оккупации (cf. Лк 24,21). Они не знали, что Избранный Божий должен исполнить Свое мессианское предназначение как «муж скорбей», который «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис 53,3). Поэтому им было трудно признать в Иисусе ожидаемого Мессию. Сегодня также много тех, кто видит неполный или искаженный образ Иисуса, не зная истинного Христа Евангелия, с Которым можно познакомиться в христианской общине. Во втором слове Иисус исполняет желание бедного осужденного на смерть, которого народное благочестие прозвало его благоразумным разбойником. Действительно, он одернул того, кто злословил Иисуса: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк 23,40-41). И тут же, повернувшись к Господу, сказал Ему: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк 23,42; cf. Мф 16,28). Этот человек принимал наказание за совершенное им зло, но он возлагал свою надежду на Христа. Поэтому никогда не поздно попросить у Бога прощения за грехи, это прощение подразумевается в словах о том, что оба разбойника «достойное по делам» приняли.

Признание вины благоразумным разбойником напоминает притчу о блудном сыне: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк 15,21). Благоразумный разбойник осознавал, что страдает заслуженно, в соответствии с законами правосудия того времени. Но, как в притче о блудном сыне, милосердие превосходит справедливость. С новой таинственной силой Божественного прощения, к которому взывал Иисус, встретятся «милость и истина», облобызаются «правда и мир» (cf. Пс 85,11).

«Правда и мир» соединены узами «милосердия». Истина не попирается и не отодвигается. Происходит так, что любовь Бога, явленная в Его милосердии, идет гораздо дальше, чем строгая справедливость, возвращающая грешнику его утраченное достоинство, то есть, его сыновство, как в притче о блудном сыне. Потому что Бог не только сострадает и милует, но открывается также в верности отцовству, верности любви, которую Он еще прежде веков испытывал к сыну. Милосердие и верность – это также отличительные черты, через которые Иисус открывает Себя (cf. Евр 2,17).

Его ответ не мог быть более воодушевляющим: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23,43). Это окончательное слово, слово отпущения грехов Тем, Кто получил от Отца всякую власть на небе и земле (cf. Мф 28,18), чтобы прощать грехи (cf. Lc 5,24), и кто этой властью наделит Церковь, оставляя ей Таинство Покаяния (cf. Ин 20,23).

Прощение, дарованное благоразумному разбойнику, открыло ему врата рая. Это указывает на то, что все могут удостоиться прощения грехов вплоть до последнего мгновения жизни, если они позволят благодати Иисуса Христа обратить и искупить их. 

Созерцая образ Христа, явленный во втором слове, попросим Господа, чтобы смерть не застала нас погрязшими во грехе. Попросим о прощении, пока есть время. Церковь постоянно напоминает нам об этом: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор 5,20).

«Господи Иисусе Христе, Который, будучи пригвожденным к Кресту, даровал раскаявшемуся разбойнику вечное Царство, воззри на нас, подобно ему исповедующих наши грехи, и удостой нас по окончании нашего земного пути также войти в рай. Ты живешь и царствуешь во веки веков. Аминь». (Литургия Часов, заключительная молитва Дневного часа пятницы I недели).

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.