Семь Слов Иисуса на Кресте

На Страстной Неделе, посвященной созерцанию Искупительной Жертвы Иисуса Христа,  о. Алехандро Карбахо предлагает нам поразмышлять над Семью Словами Иисуса Христа на Кресте. 

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».  (Евр 1,1-2).

Сегодня началась Страстная Неделя. Это особый момент литургического года, чтобы созерцать Страсти Господни и молчаливо слушать глас Божий, созерцать Крест, посредством которого с нами говорит Сын Божий. Святой Иоанн Креста в «Восхождении на гору Кармил» говорит: «Даруя нам Своего Сына, Слово Свое — а другого у Него нет – Бог все сказал сразу и в одном Слове, и говорить больше нечего».

Пришло время слушать, смотреть и даже благоговейно прикоснуться к Тому, кто вследствие Своего Воплощения не только присутствует в Таинствах, и особенно в Евхаристии, но и позволяет представлять Себя в образах.  Мы готовы слушать Слово Божие. Будем послушными заповеди Отца, когда Он на горе Фавор из облака, окутавшего Иисуса, возвестил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.» (Мк 9,7). Откроем уши нашей души, потому что Бог действительно говорит в Иисусе Христе. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом », — говорил Экклезиаст (cf. Эккл 3,1.7). Сейчас пришло время слушать. 

1. Отче! прости им, ибо не знают, что делают 

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лк 23,33-34).

Первое слово Иисуса на Кресте – это доверительная просьба, которую ребенок адресует своему папе. Это было обычное для Иисуса обращение, когда Он молился; оно открывает Его исключительные сыновние отношения с Отцом: «Отче Мой». По желанию Иисуса это слово будет и исключительным для христиан молитвенным обращением: «Отче наш». Но сегодня это восклицание наполнено особыми переживаниями. Именно таким будет и последнее из Семи Слов Христа на Кресте. До Иисуса никто не осмеливался назвать Бога напрямую Отцом. 

Это слово – ответ Сына на глас, прогремевший над водами Иордана в момент Крещения: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3,22; cf. Мк 1,11). Но Сын сейчас пригвожден ко Кресту. Это делает еще более обескураживающим исполненный нежности диалог Авраама с его единственным  Сыном Исааком на пути к жертвоприношению: «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». (Быт 22,7-8; cf. Евр 11,17-19). Действительно, Исаак был спасен от смерти в последний момент (cf. Быт 22,13), тогда как Иисуса Бог «не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8,32). Как это объяснить? Кто может открыть эту тайну? 

Иисус звал Отца, но не для того, чтобы тот освободил Его от смерти. Как однажды сказал святой Иоанн Павел II: «Христос не сошел с Креста». В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13,1).

Любовь – вот объяснение тому, что произошло. Мы начнем понимать, если вспомним слова, которые, как говорят, святой Иоанн XXIII сказал за пару дней до смерти: «Я страдаю с болью, но с любовью». Смерть Иисуса на Кресте, хотя и является тайной страдания, прежде всего остается тайной любви, любви очищающей, любви восстанавливающей и исцеляющей, которая одновременно устраняет препятствие греха, это любовь милосердная и прощающая. Иными словами, любовь – это не некое снисхождение к страждущим без возвращения им утраченного достоинства, а сострадание, которое максимально близко приближается к тому, кто нуждается в восстановлении. Для нас более понятно сочувствие к страждущим, чем милосердие к грешникам. Иисус смотрел на вещи иначе, потому что знал, что грех, любое преступление, калечит человеческую сущность и отделяет от Бога и других людей. Поэтому Иисус «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек » (Фил 2,7) и провел Свою жизнь, открывая людям, что Бог есть «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исх 34,6-7).

Было необходимо помилование, неизмеримая щедрость, вырывающая грех с корнем и возвращающая человеку дружбу с Богом. Именно это и произошло на Кресте, когда Иисус Христос явился « милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр 2,17; cf. 5, 1), с жертвенника Голгофы взывая к «Богу, богатому милостью» (Ef 2,4) говоря Ему: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Это возвещал еще пророк Исайя: «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53,12).

Иисусу недостаточно ходатайствовать за Своих палачей, Он хочет оправдать их, ссылаясь на их неведение. Если его устранить, откроется путь к прощению, а это подлинная дорога к милосердию, потому что милосердие – дитя любви. 

«Отче, прости им». Иисус просит прощения и за всех грешников, также и за нас, потому что и наши грехи вознесли Его на Крест. Он всех прощает и за всех заступается, как говорит апостол Иоанн: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин 2,1-2).

Не будем терять время, «да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр 4,16). Не позволим другим заботам одолеть нас и отвлечь от главного в нашей жизни. Потому что сколь утешительно знать, что наш Первосвященник верен и милосерден, и что Он все время заступается за грешников, которые через Него получают доступ к Богу (cf. Евр 7,25). Христос заплатил за всех нас, Христос за всех нас пострадал, Христос страждущий и презираемый приглашает нас присоединиться к Его молитве Отцу, которой Он научил нас: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6,12).

«Боже, великим прощением и милостью Ты являешь всемогущество Твое; обильно изливай на нас Твою благодать, чтобы стремящихся к обещанному Тобой Ты соделал общниками небесных благ. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков». (Римский Миссал, вступительная молитва XXVI воскресенье Рядового времени).

 

Слово Второе: Ныне же будешь со Мною в раю

Слово Третье: Се, Матерь твоя!

Слово Четвертое: Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? 

Слово Пятое: Жажду!

Слово Шестое: Совершилось

Слово Седьмое: Отче, в руки Твои предаю Дух Мой

 

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.