Грехи особого отпущения
Своеобразный спецназ — «Миссионеры милосердия», уполномоченные прощать грехи, которые может отпустить только Апостольский Престол будут посланы в следующий Великий Пост в различные уголки мира. Об этом говорится в булле «Misericordiae vultus» (Лик милосердия), провозглашающей внеочередной Юбилейный год, которую обнародовал Папа в минувшую субботу. По замыслу Франциска, этот шаг должен стать знаком материнской заботы Церкви о Народе Божьем.
Что это за грехи, требующие особые условия для их отпущения? С этим вопросом мы обратились к о. Алехандро Карбахо Олеа CMF, официалу Церковного суда архиепархии Божией Матери в Москве и преподавателю Высшей Духовной Семинарии «Мария — Царица Апостолов».
Существует несколько грехов, которые, ввиду их особой тяжести, нуждаются в особой процедуре отпущения. Речь идет о грехах, которые затрагивают самое святое для нашей веры (Святое Причастие), Святейшего Отца, некоторые Таинства (Рукоположения, Покаяния). Это так серьезно, что отлучение происходит “latae sententiae”, то есть без обязательного вынесения судебного решения. То есть отлучение действует автоматически. И только Святой Престол такие грехи может отпустить.
Первый случай рассматривается в каноне 1367 Кодекса Канонического Права (ККП) 1983 года: «Кто выбрасывает Святые Дары либо похищает или удерживает их со святотатственной целью, тот подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом; клирик же, кроме того, может быть подвергнут и другому наказанию, не исключая лишения статуса клирика».
Второй случай представлен в параграфе 1º канона 1370 ККП: «Кто прибегает к физическому насилию против Римского Понтифика, тот подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом; если же речь идёт о клирике, то в зависимости от тяжести преступления к отлучению может быть добавлено и другое наказание, не исключая лишения статуса клирика».
Кроме того, рассматривается и случай, когда священник незаконно дает отпущение грехов своему сообщнику во грехе против шестой заповеди: «Отпущение, данное соучастнику в грехе против шестой заповеди Декалога, недействительно — кроме того случая, когда налицо угроза смерти» (Кан. 977). (Канон 1378 гласит: «Священник, действующий вопреки предписанию кан. 977, подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом».
Еще один случай, находящийся лишь в компетенции Святого Престола, содержится в каноне 1382: «Епископ, без папского поручения посвящающий кого-либо в епископы, а равно и принимающий такое посвящение, подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом». С 2007 года декретом Конгрегации Вероучения было сделано добавление к канону: “Епископ, намеревающийся рукоположить в священники женщину”.
К этой же категории относятся грехи священников, нарушающих печать Таинства, то есть тайну исповеди: “Духовник, прямо нарушающий тайну исповеди, подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом; если же он нарушает её лишь косвенно, то его следует наказать в зависимости от тяжести преступления» (кан. 1388 – § 1).
Кроме того, существуют грехи, которые может отпустить не каждый священник. Сделать это может епископ или так называемый “главный пенитенциарий”, назначенный на постоянной основе епископом, или священник, которого епископ наделил такими полномочиями. Мы говорим о грехе аборта. Отлучение “latae sententiae” касается матери, врача и медсестер, совершивших аборт, а также тех, кто склонил мать к аборту и способствовал этому.
Во всех этих случаях важно показать серьезность греха и сделать так, чтобы покаяние было пропорционально содеянному. Церковь не закрывает двери перед этими людьми, но обязывает их к конкретным действиям, чтобы они проявили раскаяние и каким-то образом исправили нанесенный ущерб. Все это делается ради блага человека и спасения душ, такова конечная цель Кодекса Канонического Права.