Послание к человеку  доставлено

Вот и завершился XXV Международный кинофестиваль «Послание к человеку». С 25 сентября по 3 октября жители и гости Санкт-Петербурга смогли насладиться качественным, интеллектуальным и новым кинематографом, который демонстрировался в различных программах, представленных на фестивале. Мы уже знакомили зрителей с одной из них, которая называется «Верю не верю», и очень надеемся, что многим из Вас удалось посетить хотя бы один фильм данной программы, ну, а если ничего просмотреть не получилось, тогда мы расскажем об этой удивительной программе и о том, что она продемонстрировала.

Прежде всего,  хочется пояснить, почему программа удивительна. Дело в том, что «Верю не верю» — это первый опыт обращения кинофестиваля «Послание к человеку» к вопросу религии в кино. Как известно, формат «Послания» строится и состоит в основном из документальных кинофильмов, а документалистика в области религии не очень распространена в нашей стране, возможно, поэтому в данной программе не представлена была Россия. Тем и ценнее стала программа, когда представила помимо иностранных фильмов ещё и самих режиссеров , вопросы которым могли задавать все зрители после киносеансов. Но и это ещё не самое удивительное. Пожалуй, самым интересным программу «Верю не верю» делает именно тот момент, что в рамках кинофестиваля (одного из самым долго существующих)  заговорили о религии, о том, что такое религия  в кино и о том, как такие фильмы воспринимает зритель.

mess_02

Данная программа на фестивале была представлена шестью кинофильмами: «Наваждение» (реж. А. Гибни), «Американский Иисус» (реж. А. Гарр), «Священное семя» (реж. О. Грудер), «Ислам и мускулинность» (реж. Н.О. Лорентцен), «Внутренний Хаос» (реж. Л.Я. Джейкоб), «Похищение ради Христа» (реж. К. Логан). Все представленные фильмы, действительно, являются документальными и представляют собой отдельную историю и рассказ о религии. Во всех этих работах были показаны различные стороны веры и религий человека: порой, от абсурдных и смешных до серьезных, требующих сосредоточения и понимания. Из этих шести работ нельзя выделить какую-то одну и сказать – она лучше! Каждый из фильмов уникален по-своему: какой-то интересным повествованием, какой-то качественным монтажом, какой-то формой подачи. Единственное, что объединяет эти фильмы, кроме того, что они представлены были в программе «Верю не верю», это огромная работа сценаристов, создателей и операторов.

Помимо важности материала, показываемого зрителю, создателям нужно было грамотно и правильно высказать позицию и изложить правду в своих фильмах. Потому что документальное кино создавать гораздо сложнее, чем художественное, ведь когда снимается постановочное кино, то можно что-то переснять, что-то переделать, а документально кино не может использовать такие приемы, и оно чаще всего требует правды от авторов, ведь кино снимается о реальности, неважно какой – бывшей или настоящей.

mess_03

Особенно хочется отметить, что программа «Верю не верю» в каждый день демонстрации фильма имела полный зал зрителей. Аншлаг и нехватка мест в зрительном зале наблюдалась на протяжении всех дней показа программы.

Такая же заполненность зала, но уже не киноцентра, а зала магазина «Порядок слов» наблюдалась на круглом столе в рамках кинофестиваля и программы. Данная встреча называлась «Религия VS. Кинематограф», и состоялась она 30 сентября.

Круглый стол смог собрать известных кинематографистов, студентов РХГА, религиозных деятелей: католиков, православных, буддистов и др. Все они обсуждали и делились впечатлениями от программы «Верю не верю». Шли дискуссии о том, насколько кинематограф атеистичен и о том, как снимают кино представители разных конфессий. Интересно было послушать  модератора «стола», а также куратора всей программы «Верю не верю» — Сэма Клебанова, который рассказал о том, как он отбирал фильмы в программу и по какому принципу попали на кинофестиваль именно шесть «религиозных картин». Сэм, действительно, подтвердил, что не смог отыскать российских документальных картин про религии и предположил, что  причиной этому может быть и политика государства и неразвитость документального кино в России.

mess_04

На круглом столе было поднято много важных тем как для кинематографа, так и для религии. Но, к сожалению, определенная часть пришедших на встречу не могла рассматривать «религиозный»  кинематограф как определенный источник информации, как некий культурный феномен в современном обществе, тем более для нашей страны, более 70 лет прожившей в вере, для кого-то ставшей религией.

Ведь появление такой программ как «Верю не верю» в международном кинофестивале говорит уже о том, что общество стало серьёзно подходить к вопросам веры и религии, а кинематограф и религия стали все теснее сотрудничать друг с другом.

saveleva

Очень хочется, чтобы программа «Верю не верю» продолжила своё существование в следующем году в рамках кинофестиваля «Послание к человеку». И чтобы подобные программы были наполнены не только документальным кино, но и художественным. Ведь «Послание к человеку» — это не только мир кинематографа, это чувства и мысли каждого зрителя, который верит, надеется и ждёт.

Берегите себя! Любите искусство!

Екатерина Савельева

Фотографии автора, Яны Дербеневой и из группы фестиваля в Facebook

Екатерина Савельева
Прихожанка храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Культуролог, фотограф, режиссер. Автор статей о современной культуре. Победительница и лауреат конкурсов в области социальной рекламы и современного искусства.