Кардинал Кох участникам Дня иудаизма в Петербурге

Кардинал Курт Кох, Президент комиссии Святого Престола по религиозному диалогу с иудеями прислал приветственное письмо участникам Дня иудаизма в Санкт-Петербурге.

Приветствие Санкт-петербургской общине, занимающейся иудео-католическим диалогом.

Дамы и господа, дорогие друзья.

В прошлом году 28 октября мы отмечали 50-ю годовщину Nostra aetate, декларации II Ватиканского собора, регулирующей взаимоотношения Католической Церкви с другими религиями. Истоки этого документа восходят к задачам, которые поставил святой Иоанн XXIII перед кардиналом Августином Беа, в то время  президентом Секретариата по единству христиан — разработать положение, которое регулировало бы отношение Католической Церкви к иудеям. Кардинал Беа взял на себя ответственность, осознавая фундаментальную важность текста, в котором речь должна была идти о темах, представляющих огромный интерес для общественного мнения. То, что пророчески удалось почувствовать кардиналу Беа, неустанно подтверждалось в течение следующих 50 лет. Nostra aetate стала поворотным пунктом в развитии отношений между Католической Церковью и иудаизмом. 50 лет спустя этот текст не утратил актуальности и продолжает играть роль компаса в процессе примирения иудеев и христиан, значимого как сегодня, так и в будущем. В свете комплексных изменений, приведших к изданию декларации Nostra aetate, нужно отметить важность четвертой главы документа. Она освещает взаимоотношения Католической Церкви и иудаизма и служит не отправной точкой, а краеугольным камнем всей декларации.

Огромное значение Nostra aetate состоит в том, что впервые в истории Вселенский собор указал не только на практические и прагматические аспекты, но обратился к самой сути католическо-иудейских отношений в теологическом измерении, основываясь на веских библейских аргументах. Четвертая глава Nostra aetate начинается с основанного на Библии размышления о миссии и тайне Церкви, миссии, вписанной в историю Спасения: оно напоминает о прочных узах, которыми народ Нового Завета связан и остается связан с потомками Авраама. В 4 главе открыто говорится об иудейских корнях христианской веры и позитивно характеризуется «общность духовного наследия» иудеев и христиан.

 Текст свидетельствует о страстном желании развивать взаимопонимание и взаимоуважение христиан и иудеев. В нем осуждаются несправедливость и ненависть, преследования и насилие, которые христиане проявляли по отношению к иудеям, осуждаются любые формы антисемитизма. Эти антииудейские настроения подверглись осуждению не только по политических мотивам, но и с точки зрения «духовной любви Евангелия»: они расцениваются как грех против Бога и человечества.

Хотя четвертая глава — часть более общей концепции взаимодействия Церкви с нехристианскими религиями, Собор отдавал себе отчет в том, что для нас — христиан, иудаизм не вполне то же самое, что другие нехристианские культы, и что взаимоотношения христианства и иудаизма — это не просто разновидность межрелигиозного диалога. Скорее, у Церкви совершенно особые и уникальные отношения с иудаизмом, каких нет между другими религиями: об этом говорил святой папа Иоанн Павел II во время своего визита в римскую синагогу 13 апреля 1986 года: «иудаизм для нас — не «внешняя» религия, но в определенном смысле «внутренняя», по отношению к нашей вере. С иудаизмом нас связывают такие отношения, каких нет ни с какой иной религией. Вы — наши возлюбленные братья, и в определенном смысле — наши старшие братья».

В этом более широком контексте, четвертую главу Nostra aetate следует считать основополагающим документом, «Великой хартией» иудео-христианского диалога, за который мы должны благодарить Господа. Мы также благодарны всем понтификам, которые после II Ватиканского собора, на основе Nostra aetate, прикладывали усилия ради примирения христиан и иудеев и стали лидерами диалога между католиками и иудеями. Особенно это справедливо в отношении папы Франциска, который в период, когда мы сталкиваемся с возрастающей волной антисемитизма, неустанно напоминает всем христианам, что нельзя быть христианином и антисемитом одновременно.

В этом году в Санкт-Петербурге в четвертый раз пройдут мероприятия «Дня иудаизма», которые организуют совместными усилиями иудейская и христианская общины. Католичество и иудаизм — традиционные для Санкт-Петербурга религии, представленные в городе с момента его основания, обе играют значительную роль в культурной и экономической жизни города.

Поэтому я молюсь о том, чтобы «День иудаизма» стал возможностью для укрепления связей между католиками и иудеями в вашем городе, а также поводом подчеркнуть возможность мирного сосуществования всех религий, что возможно только в условиях религиозной свободы. Я надеюсь, что Nostra aetate (№4), наш компас в иудео-католическом диалоге, поможет и вам в Санкт-Петербурге лучше узнать друг друга и вместе трудиться на благо человечества. Я очень рад, что в вашем городе существует неуклонное намерение развивать и укреплять диалог между католиками и иудеями, в соответствии с тезисами, высказанными в Nostra aetate (№4). Да благословит Господь все ваши труды во благо укрепления дружбы между двумя религиозными традициями.

Кардинал Курт Кох,
Президент комиссии Святого Престола по религиозному диалогу с иудеями

 

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.