Социальное кино: есть ли место милосердию?

Как известно, 2016 год  в Католической Церкви является Юбилейным годом милосердия. Этот же год в России назван «Годом российского кино». В связи с этими событиями мы решили немного поинтересоваться, есть ли в российском кинематографе фильмы о милосердии?

На первый взгляд, такой вопрос может показаться очень странным, потому что кино по своей природе относится к искусству, которое учит добру, показывает и рассказывает о прекрасном. Но не всякое кино является искусством, и не всякое кино говорит о прекрасном и добром.

Сегодня мы поговорим о кино, которое в нашей стране является, пожалуй, самым молодым и самым редким из всех направлений российского кинематографа – это социальное кино. Специфика данного направления заключается в постановке важных проблем действительности, на которые либо ищут ответ, либо решают различными путями. По сути социальное кино – это возможность посмотреть «на себя» со стороны и увидеть тот мир, в котором мы живем. Поэтому нам и хочется узнать, есть ли в этом мире, отраженном в кино, место милосердию.

Но прежде, чем искать милосердие, хочется отметить, что в российском кинематографе уже на протяжении нескольких лет не популяризируется социальное кино. Искать причины, возможно, нет смысла, так как это может зависеть от многого: начиная от политических убеждений, заканчивая непрокатностью фильма в кинотеатрах. Поэтому данный вид кинематографа в нашей стране сошел в ряды «авторского кино» или (как модно называть сейчас) «арт-хауса». Пожалуй, в этом можно увидеть как плюс, так и минус. Положительная черта сложившейся ситуации заключается в том, что когда кино авторское, а не продюсерское, оно позволяет говорить больше правды от лица человека, думающего над проблемой, нежели от идеи «продать подороже», как это принято у продюсерского кино. Но, собственно, в этом и отрицательная черта, так как обычно качественные фильмы на социальную тематику сразу отправляются на кинофестивали и не являются прокатными в кинотеатрах.

cinema miser_01

Но, пожалуй, исключением в области социального кино стало начало 90-х годов, когда среди латиноамериканских мелодрам, среди фильмов про бандитов появлялись фильмы с социально значимыми аспектами. Например такие, как фильм «Небеса обетованные» реж. Э. Рязанов. Фильм не характерен для такого именитого режиссера, которого все знают как гения, создававшего комедии. Однако, на то он и гений, чтобы видеть больше. «Небеса обетованные» выходят в прокат в 1991 году, когда страну охватила «перестройка», когда социальная политика напряжена до предела. Так же напряжен и зритель во время просмотра фильма, в котором показана, по сути, гибель империи, в которую верили. Показано, как интеллигенты стали нищими, потеряв все, кроме собственного достоинства. Кажется, что здесь совсем нет милосердия. Где же здесь любовь к ближнему, когда показана свалка с нищими? Но как написано в писании “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Евангелие от Матфея, 5 глава, 3 стих). Нищие – это не только материально обделенные люди, прежде всего – это ищущие ответа люди. Они, для которых борьба за высшие ценности человечества является, возможно, главной борьбой жизни, в результате которой герои попадают на небеса  — главные герои фильма. Социальный фильм «Небеса обетованные» — это фильм о милосердии к следующему поколению, где ценность жизни, какой бы она ни была, является главной причиной борьбы.

cinema miser_02

Несмотря на период перестройки, когда, казалось бы, появилась свобода слова и мысли, не произошло увеличение количества прокатного социального кино. Этот период породил большей частью «свободомыслящих режиссеров», которые к концу 90-х смогли выступать как самостоятельные авторы со своей позицией и взглядом на жизнь. К таким режиссером можно отнести Алексея Балабанова и его фильмы «Брат» и «Брат 2», которые стали не только прокатными, но и легендарными.

Многие не согласятся с тем, что это социальное кино. Но по сути это так, так как основная задача социального кино – вызвать у зрителя гуманистические чувства и сострадание. Но где гуманизм и сострадание, когда главный герой, несмотря на все своё обаяние, – убийца. Но такое размышление очень поверхностно. Осудить героя может каждый, но ведь каждый из нас попадал в ситуацию, где приходилось выбирать между обстоятельствами и личными чувствами. И герой Данила выбирает чувства, которые он испытывает к брату, даже несмотря на все жестокие ситуации, которые устраивал брат герою. Фильм «Брат» и «Брат 2» не о герое-убийце, а о человеке, который умеет прощать и принимать. Разве это не высшая степень милосердия, тем более что речь идёт о брате, который потерялся в жизни как «овечка», о которой идёт речь в Евангелие от Луки, глава 15.

cinema miser_03

Но эти социальные драмы уже в прошлом российского кинематографа. Есть ли милосердие в нынешнем российском кинематографе? Есть ли сейчас социальное кино в России? Пожалуй, однозначного ответа мы не найдем. Можно вспомнить фильм «Левиафан» А.Звягинцева, который затрагивает социальные аспекты жизни. Но в нем нельзя найти милосердия, так же как и в фильме В. Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Этот фильм — настоящее социальное кино, но в нём тоже нет милосердия. По сути, за последние годы социальное кино в России превратилось в фильмы об утопии. Но разве можно жить всё время во тьме? Скорее всего, из-за этого социальное кино сейчас больше переходит из игрового жанра в документальное, потому что в жизни всегда есть место милосердию. Именно поэтому сейчас больше распространены не полнометражные фильмы с социальными проблемами, а короткометражные, которые показывают проблему остро и конкретно, пытаясь при этом убрать негативные стороны.

cinema miser_04

Социальная жизнь и культура в нашей стране всегда была трудной не только потому, что у нас такое правительство, это, скорее всего, заложено в менталитете русского человека, у которого всегда была тяга к драматизированию. Но драма настолько драматична (извините за тавтологию), насколько её видит сам человек. А какими глазами смотреть на мир – это всегда остается выбором каждого из нас или того же автора кино, в котором либо есть милосердие, либо нет. Ведь милосердие не может существовать без человека, а, значит, и социальное кино может быть милосердным, если в идее автора содержится любовь к ближнему.
Поэтому мы желаем российскому социальному кинематографу вновь обрести милосердие, которое всегда есть у российского зрителя.

Екатерина Савельева

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.