Иван Гагарин: князь и иезуит

Иван Сергеевич Гагарин – русский князь и дипломат, присоединившийся к Католической Церкви в 1842 году, за что был изгнан из России и лишен имущества. Целью всей его жизни стало воссоединение Церквей.

Эпоха Николая I в России вошла в историю как время крайнего выражения самодержавия и консерватизма. Общественная жизнь, казалось бы, замерла, инакомыслящие жестоко преследовались. Российская империя после победы над Наполеоном позиционировала себя в качестве мирового жандарма, призванного повсюду законсервировать старые порядки, остановить общественное развитие и подавить всякие проявления «вольнодумства».4014ea776870119eb0b93a3b8d7f5c6e

В качестве иллюстрации атмосферы, царившей в России в те времена, можно привести случай, произошедший со знаменитым композитором Ференцем Листом, посетившим в 1842 году Санкт-Петербург. Во время концерта Листа Николай I стал довольно громко разговаривать со своими адъютантами. Лист прервал игру.

«В чём дело? Почему вы перестали играть? — спросил Николай и, нетерпеливо махнув рукой в сторону рояля, добавил: — Продолжайте».— «Когда говорит царь, остальные должны молчать, Ваше Величество», — вежливо, но решительно ответил Лист.

Император дослушал концерт в молчании. Однако сразу после выступления Листа поджидал полицмейстер. Композитор был выслан из города в 24 часа, ему было запрещено посещать столицу навсегда. 

В этой затхлой атмосфере охранительства и всеобъемлющей цензуры люди, искренним сердцем ищущие правды, не могли удовлетворить своих духовных потребностей. Православная Церковь после реформ Петра I была встроена в имперский государственный аппарат и воспринималась интеллигенцией как часть охранительной системы. В этих условиях в среде образованных людей рос интерес к исторической судьбе России, приводивший к поиску ответа на вопрос – почему она сложилась именно таким образом, а не так, как в соседней Европе? В конце концов, является ли русская цивилизация частью европейской?

ChaadaevPetr2

Одним из самых ярких русских мыслителей этой эпохи можно считать Петра Чаадаева. Этот философ считал, что отличие судеб России и Европы во многом связано с тем, что Запад развивался под прямым влиянием Католической Церкви, в то время как Россия была изолирована от этого влияния. Отсталость России Петр Чаадаев связывал с выходом Православной Церкви из «всемирного братства» во время Схизмы, который, по его мнению, имел для России самые тягостные последствия, поскольку громадный религиозный опыт, «великая мировая работа», за 18 веков проделанная умами Европы, не затронули России, исключенной из круга «благодетельного действия» Провидения из-за «слабости нашей веры или несовершенства наших догматов». Обособившись от католического Запада, «мы ошиблись насчет настоящего духа религии», не восприняли «чисто историческую сторону», социально-преобразовательное начало, которое является внутренним свойством настоящего христианства, и поэтому мы «не собрали всех её плодов, хоть и подчинились её закону» (то есть плодов науки, культуры, цивилизации, благоустроенной жизни). «В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу», ибо мы стоим «в стороне от общего движения, где развивалась и формулировалась социальная идея христианства».

Критика Чаадаевым русской цивилизации была беспощадна и зачастую чересчур мрачна, в ней чувствовалась безысходность. Это можно объяснить особенностью той затхлой общественной атмосферы, в которой жил философ. За его взгляды по высочайшему указу Чаадаев был объявлен «сумасшедшим». Глава императорской канцелярии, то есть тайной полиции, Александр Бенкендорф «объяснил» Чаадаеву, что и прошлое, и настоящее, и будущее России – прекрасны, а тот, кто думает иначе – просто безумец.

Тем не менее, идеи Чаадаева оказали громадное влияние на всю последующую русскую общественную мысль. Оказали они влияние и на князя Ивана Сергеевича Гагарина.

Иван Гагарин был представителем древнего русского княжеского рода Гагариных. Он родился в 1814 году. Мать Ивана Сергеевича – княгиня Варвара Михайловна, урожденная Пушкина. Таким образом, князь был родственником А.С.Пушкина. Варвара Михайловна была глубоко верующей женщиной, отличалась искренним благочестием и стойким характером. Некоторые из её друзей и родственников перешли в католичество под влиянием знакомых иезуитов, нашедших убежище в России под покровительством Екатерины II после упразднения ордена Папой Климентом XIV в 1773 году (общество Иисуса было восстановлено в 1814 году). Многие русские дворяне проходили обучение в иезуитских институтах в России, считавшихся престижными образовательными заведениями.

Gagarin_1835_21_Md

Князь стал делать дипломатическую карьеру. В 1831 году, будучи студентом, он поступил в Главный Архив Иностранных дел, а  4 мая 1833 года причислен к дипломатической миссии в Мюнхене, где его дядя Григорий Иванович Гагарин был посланником. В Мюнхене сдружился с Ф. И. Тютчевым, одним из первых оценил его поэтическое дарование, долгое время бережно хранил его стихи, которые впоследствии передал И.С.Аксакову для печати в «Русском архиве».

В январе 1836 года Иван Сергеевич получил звание камер-юнкера и был переведён в Петербург в канцелярию министерства иностранных дел. Часто бывал в Москве, где и подружился с Петром Чаадаевым. Впоследствии Гагарин опубликовал в Париже в 1862 году главные работы Чаадаева: «Философические письма» и «Апология сумасшедшего».

После смерти дяди Иван Гагарин был переведён 13 апреля 1838 года младшим секретарём в Париж. В Париже Гагарин часто бывал в гостиных герцогини де Розан и С. П. Свечиной, где собирались многие известные католики.

Познакомившись с европейской жизнью, князь все чаще задумывался об исторической судьбе России. В своих записках он писал: «Все народы Европы, несмотря на различные происхождения, языки, формы государственного управления, религии, имеют некую идейную общность, нечто общее в их традициях, в стиле жизни, в отношениях между людьми. Все они, несмотря на очевидные различия, будто принадлежат одной семье. Эти общие идеи отразились на литературе, на законах, на традициях, которые принято объединять под понятием европейской цивилизации. Русский народ многие столетия почти не имел контактов с Европой, поэтому некоторые европейские идеи не повлияли на его традиции».

Гагарин разделял желание Петра I и Екатерины Великой разрушить этот «моральный барьер». Он задавался вопросом, не послужила ли разница в религии причиной культурной разницы России и Европы.

На ход мыслей Гагарина, безусловно, повлияли размышления П.Я.Чаадаева. Под влиянием его идей, общения с иезуитами и другими католиками, а после невнятных ответов на волновавшие его вопросы крупнейшего православного богослова того времени, митрополита Филарета Московского, а также православного писателя и обер-секретаря Синода Андрея Муравьева, Иван Сергеевич принял решение присоединиться к Католической Церкви, что и было сделано в 1842 г.

Важно отметить, что в те времена в России переход из православия в другую конфессию был не так прост, как в наши дни. Это означало, что за такое «предательство» дворянину приходилось отправиться в изгнание и отказаться от всей собственности в России – и это в лучшем случае. Иван Гагарин отрекся от завидного положения, от блестящей карьеры, от родового имения в 3000 душ крестьян, от всех благ мира сего. Ему было навсегда запрещено въезжать на территорию Российской империи.

Ivan_Gagarine_(1814-1882)

В 1843 году он вступил в Общество Иисуса, затем был рукоположен в священники. Его мечтой и главной целью стало воссоединение Православной Церкви с Католической. После окончания формации Гагарин преподавал церковную историю, в 1855 году вернулся в Париж, где к нему присоединились И.М.Мартынов, Е.П.Балабин, С.С.Джунковский и другие русские, принявшие католичество. Задачей их кружка стало изучение России, её истории и культуры, и распространение этих знаний среди иностранцев.

В 1856 году Гагарин издал своё первое сочинение — «La Russie sera-t-elle catholique?» («Станет ли Россия католической?»), вскоре переведённая на русский, испанский и дважды на немецкий язык. На эту работу обрушилась лавина критики со стороны православных. Откликнулся на неё среди прочих и Н.И.Тургенев, окончивший своё письмо от 20 июля 1856 года следующими словами: «Вижу в Вас человека, пожертвовавшего всем на свете ради одной высокой, неземной цели; человека, которого всякая честная душа должна любить и уважать глубоко».

Мысли, изложенные Иваном Сергеевичем Гагариным, произвели огромное впечатление на вестфальского барона Гакстгаузена, автора сочинения о России. С его помощью три немецких епископа встретились с русским иезуитом в Падерборне, где обсуждали вопрос о соединении Церквей. Было решено создать всемирное молитвенное движение, которое сейчас назвали бы экуменическим. Это новое братство получило название «Petrusverein». Его деятельность отражалась в журнале, который выходил 3 раза в год.

Иван Сергеевич Гагарин умер за границей, в Париже. Его труды хранятся в основанной им же славянской библиотеке в Лионе.

Виталий Чернов
Впервые было напечатано в журнале «Дом Непорочного Сердца» №3 2010 г.

 

Журнал
Христианский журнал для всей семьи, в котором люди любого возраста найдут для себя что-то интересное. Выходит раз в 2 месяца.
http://www.beliykamen.com/