Монс. Фернандо Окарис: «Быть открытыми для благодати»

Некоторое время тому назад в Прелатуре Opus Dei появился викарий-помощник, первый за всю историю этого движения. Им стал монсеньор Фернандо Окарис.
Мы публикуем русский перевод интервью с ним, опубликованного в издании Religion en Libertad.

Монсеньор Фернандо Окарис родился в Париже 27 октября 1944 года. Изучал богословие в Папском Латеранском институте; получил докторскую степень в Наваррском университете в 1971 году. В том же году был рукоположен во священники. Читал лекции по фундаментальной теологии в Папском университете Святого Креста. С 1986 года является советником Конгрегации Вероучения, а с 2011 года – Папского совета по Новой Евангелизации. С 1989 года является членом Папской Академии Теологии.
23 апреля 1994 года прелат Opus Dei Хавьер Эчеваррия назначил о. Фернандо Окариса генеральным викарием Opus Dei, а относительно недавно, 9 декабря 2014, монс. Фернандо Окарис был назначен викарием — помощником Opus Dei.
В декрете о назначении о. Фернандо Окариса прелат Хавьер Эчеваррия писал, что, «в связи с расширением апостольской работы Прелатуры и появлением новых региональных центров у прелата Опус Деи стало значительно больше работы. В связи с этим, -добавил он, – и, принимая во внимание мой возраст, я счел необходимым назначить викария-помощника».

ocariz_05

- Епископ Хавьер Эчеваррия решил разделить власть в Opus Dei с Вами, назначив Вас на когда-то предусмотренную Основателем должность викария -помощника. Это знак бескорыстности монс. Эчеваррии?
- Посоветовавшись с теми, кто помогает ему в работе, епископ Эчеваррия назначил меня викарием-помощником, чтобы разделить со мной некоторые административные полномочия, юридически закрепленные за прелатом Opus Dei. Как Вы уже сказали, наличие этой должности было предусмотрено самим св. Хосемарией. В то же время, в уставах Прелатуры сказано, что именно прелат является «отцом и учителем». Миссия, возложенная Церковью на прелата (как и на любого священника, стоящего во главе церковной организации) включает в себя не только власть, но и еще одно очень важное измерение – быть отцом для священников и мирян, находящихся на его пасторском попечении.
Св. Хосемария был воплощением духовного отцовства, которое должно быть неотъемлемой частью каждого священника. Это наследие он передал своим последователям. Благодаря этому духовному отцовству прелата, все верные Прелатуры чувствуют себя и в Opus Dei, и в Церкви частью большой семьи — семьи детей Божьих.

- Блаженный Альваро дель Портильо говорил, что Opus Dei – это «маленькая прекрасная семья». Действительно ли «семья» – это то слово, которое лучше всего определяет суть Opus Dei?
- Папа Франциск напоминает нам, что Церковь — это «семья семей» (Amoris laetitia, п. 87). Именно в семье мы учимся быть счастливыми, учимся что-то делать. Семья – это место, где нас любят такими, какие мы есть, это- место, куда мы всегда можем вернуться.
Св. Хосемария старательно создавал вокруг себя такую семейную атмосферу. Вот ее элементы — молиться друг за друга, нести любовь Христа другим, служить друг другу, и, когда это необходимо, исправлять друг друга. Чтобы поддерживать эту атмосферу нужна ежедневная аскетическая борьба, необходим вклад каждого члена семьи.

ocariz_02 

- Есть ли у Дела «стратегический план» на ближайшее время? Куда Opus Dei планирует направиться в ХХI веке?
- Туда, куда Святой Дух направит нас. Св. Хосемария просил нас развиваться дальше. В ХХI веке мы будем продолжать сеять семена Церкви на новую почву. Самое главное – быть открытыми для Благодати и помочь другим открыться навстречу Ей, жить, с радостью свидетельствуя о нашей вере на работе, дома, в общественной жизни.
Кроме того, мы будем продолжать развивать проекты, начатые членами Opus Dei и нашими помощниками во всех частях света.
С Божьей помощью и при поддержке очень многих людей, в том числе и нехристиан, мы хотим расширить сферу охвата этих проектов. Их цель заключается в том, чтобы сделать наш общий дом более человечным. В Европе в данный момент перед нами стоит задача воспитать культуру гостеприимства по отношению к мигрантам.
Также в ближайшие годы мы будем продолжать налаживать эффективную пастырскую работу с молодежью и семьями, в том числе и потому, что они испытывают сильное давление.

- Вы уже планируете, в каких странах откроете следующие апостольские центры Opus Dei? С какими трудностями вы сталкиваетесь в тех регионах, где недавно началась ваша работа?
- Есть много стран, куда нас зовут епархиальные епископы. Сейчас мы обсуждаем возможность начать работу во Вьетнаме и Анголе. При этом необходимо понимать, что люди из Opus Dei не просто поедут в какое-то место, они поедут туда, в том числе, и чтобы работать по своей специальности. Трудно заглядывать вперед слишком далеко.
Непосредственно сейчас начинается работа в Корее. Там основная трудность связана с языком. В других странах тоже есть сложности, например, в Финляндии или в Эстонии. Но, благодарение Богу, Дело развивается: недавно в Риме был рукоположен первый священник Opus Dei из Финляндии.

- В 2028 году исполнится 100 лет со дня основания Opus Dei. Ночь с 23 на 24 июня 1946 года Св. Хосемария провел в молитве, глядя на Папский дворец и Базилику Святого Петра с балкона его квартиры. Ему тогда говорили, что Opus Dei обогнало свое время на целое столетие, настолько новым казалось его учение о святости для мирян. Вы думаете, что миряне XXI века так же, как и первые христиане, призваны освящать мир изнутри?
- Миряне в XXI веке, как и во все времена, призваны к тому, чтобы жить и действовать в миру как ученики Христа: на работе и дома, даже в минуты отдыха и развлечений. В любой сфере деятельности они призваны быть апостолами, рассказывать о Христе и говорить с Отцом Небесным, который всегда слышит нас.
Это и есть обычный путь к святости, который так настойчиво проповедовал Св. Хосемария. Апостольство Opus Dei — это, по сути своей то, что миряне делают в профессиональной деятельности, супруги в семье, священники в пастырском служении.

ocariz_03 

- Правда ли, что Господь привел Альваро дель Портильо к святому Хосемарии, чтобы он мог создавать Opus Dei?
- Св. Хосемария часто благодарил Бога за то, что рядом с ним оказался Альваро дель Портильо. Я думаю, что необычайная плодотворность Блаженного Альваро -это результат того, что он всегда и во всем искал Божьей Воли. Он совершенно выдающийся человек, потому что никогда не искал ни малейшей славы для себя.
Многие вспоминают Дона Альваро как образец верности. Он сохранял верность Церкви, когда был инженером, и когда стал священником, а затем, епископом. Он сохранял верность Папам, с которыми ему довелось работать, и основателю Opus Dei. Верность — это очень творческая добродетель, она требует постоянного обновления — внутреннего и внешнего. Именно такая верность дона Альваро, разумеется, была огромной поддержкой для св. Хосемарии.

- Папа Франциск только что одобрил декрет о героических добродетелях досточтимой Монсерат Грасес, 17- летней девушки из Opus Dei, которая умерла от рака. Это означает, что в дальнейшем ее могут беатифицировать и канонизировать. Итак, святость — это больше не утопия?
Святость, слава Богу, никогда и не была утопией. С первого века христианства и до наших дней было множество людей, которые героическим образом стремились подражать Христу в своей жизни. Возможно, на какое-то время, было потеряно из виду то, что каждый человек уже в силу своего крещения призван к святости и для того, чтобы стремиться к ней, не нужно оставлять свое место в миру если для этого нет особого призвания.
История Монтсе Грассес еще раз это подтверждает. Монтсе прожила всего 17 лет, но она была полна решимости жить с Богом, общаться с Ним все время.
Ее пример может вдохновить многих молодых людей, которые большую часть своего времени проводят в школе или университете, занимаются спортом, общаются с друзьями.
Важно осознавать, что в миссии Церкви участвует каждый христианин. Евангелизацию совершают все христиане, каждый на своем месте. Священник в храме, учитель в школе, рабочий на фабрике – каждый среди своего окружения, в том месте, где он находится. Второй Ватиканский собор провозгласил эту мысль очень ясно. Мы все призваны к поиску святости. Будет ли конкретный человек канонизирован или нет, не имеет большого значения для него самого. Канонизация имеет значение только для Церкви, именно Ей святые приносят наибольшую пользу.

ocariz_06

- Вы чувствуете заступничество Пресвятой Девы Марии в особо трудные моменты, когда почва уходит из-под ног? Как Вы переживаете ее присутствие в этом юбилейном году?

Искать защиты у своей матери — это очень естественно. Именно так и ведут себя христиане со времен Пятидесятницы, когда апостолы собрались вокруг Богородицы. Св. Хосемария часто заходил в храмы, посвященные Деве Марии, чтобы попросить помощи, защиты или помолиться о нуждах церкви.
Юбилейный год призван помочь каждому человеку почувствовать присутствие Бога в повседневной жизни, и самому стать той тропинкой, по которой Его милосердие придет и к другим людям. Милосердие Бога удивительно, но нужно научиться распознавать его знаки в «обыкновенных» вещах.

- В Opus Dei хорошо налажена коммуникация и прелат имеет возможность постоянно общаться с верными Прелатуры. Насколько важна коммуникация в церкви сегодня и в чем основные задачи в этой области?
- Благодарю за добрые слова, но я думаю, что нам еще многое нужно улучшать и многому поучиться у других. Я думаю, что самое главное, к чему здесь надо стремиться – это искренность. В общении не должно быть фальши. Общение начинается с нас самих, с того как мы живем, и только потом мы начинаем пользоваться словами. Поэтому, можно сказать, что любовь — это лучший язык, чтобы говорить о своей вере.
Вот как сказал об этом папа Франциск в своем послании на 50-й Всемирный день социальной коммуникации: «Если наши намерения и поступки вдохновлены милосердной любовью, то и в нашем общении будет присутствовать Сам Бог, будет действовать Его сила.»

Беседовал Хавьер Пиказо
Благодарим за предоставленный перевод представительство Opus Dei в России

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.