Доминиканский Адвент

Наступает Адвент, время, когда темными вечерами на черный асфальт начинает выпадать белый-белый невинный снег. Наблюдая за этим природным явлением, а параллельно – за актуальными событиями церковной жизни, редакция Gaudete.ru пришла к мысли о том, что в год 800-летия Ордена проповедников весьма уместно было бы придать адвентовским размышлениям характерный доминиканский черно-белый окрас.

LAUDARE, BENEDICERE, PRAEDICARE (прославлять, благословлять, проповедовать) – три слова, составляющие девиз Ордена проповедников, послужат нам поводом к размышлению в первые три недели Адвента. А потом, спросите вы? А на потом у доминиканцев есть в запасе еще один девиз, не меньше, чем первые три, отражающий харизму Ордена. CONTEMPLATA ALIIS TRADERE (передавать другим плоды созерцания).  Размышления подготовят о. Рафал Ченжковский ОР и Анастасия Паламарчук 

LAUDARE

Еще совсем недавно вполне уместной для начала Адвента была бы веселая заметка о том, как достойно и праведно христианину восхвалять Господа, даже если он ни на миллиметр не близок к доминиканской духовности. Мол, возьмите тимпан и возбренчите на нем «Господь близко». А потом все изменилось. Адвент наступил даже немного раньше, чем он наступает формально по литургическому календарю.

Уже за две недели до того момента, как священники переоденутся в фиолетовое, литургические чтения страновятся все более драматичными: это фрагменты из книги Маккавейской и из книги пророка Даниила. Много смертей, жестокости, горя, страха, врагов, которые в мире сем так часто оказываются сильнее. Чтения первого воскресенья Адвента – как и всей первой половины этого периода – будут говорить о грядущем суде и конце времен.

Возможно, многие тоже ощутили, что эти чтения говорят о сегодняшнем дне. После трагических ноябрьских событий, когда всем нам пришлось оплакивать сначала жертв авиакатастрофы над Синаем, а потом – слишком уж скоро – жертв терактов в Париже, реальность и близость Апокалипсиса ощущается как никогда. В такие моменты начинаешь заново открывать глубокую мудрость старых простых молитв, которые в той – прежней – жизни казались банальными. «От внезапной и нечаянной смерти избави нас, Господи». Казалось бы, в преддверии конца и суда радоваться нечего, а восхвалять Господа тем более трудно. Мы имеем право на горе, на слезы и даже на негодование за смерти невинных.

Однако LAUDARE  — прославлять – отнюдь не всегда означает «петь Господу в хорошем настроении». Да, Священное Писание дает нам немало сцен народного и личного ликования, когда песнь прославления и благодарности сама слетает с уст:

Хвалите Его по могуществу Его

Хвалите Его по множеству величия Его

Хвалите Его со звуком трубным

Хвалите Его на псалтири и гуслях.

Все дышащее да хвалит Господа

(Пс. 150:2-3, 6)

 Но есть и немало других эпизодов, когда прославление Господа происходит в обстоятельствах, весьма и весьма далеких от совершенства. В книге пророка Исайи Господь говорит об испытаниях праведника: «Я – Господь Твой, держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе. Ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым» (Ис. 41: 13, 16)

 Псалмы неоднократно говорят о хвале, возносимой во время драматических событий:  Давид симулирует безумие и изгоняется от Авимелеха, но при этом поет:

Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. (Пс. 34:1-2)

 В уста того же Давида вложены и другие стихи, повествующие о противостоянии праведника и «собрания нечестивых»:

Господи! Долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одниокую мою. Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя. Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно. (Пс. 34: 17-19)

Прославление, восхваление Господа в испытаниях оказывается синонимом открытого исповедания веры именно тогда, когда это опасно и невыгодно. Прославлять означает исповедовать. Когда мы вспоминаем о мученической кончине святых, то обычно говорим «они прославили Господа своей смертью».  Доминиканский святой Петр Веронский, иначе Петр Мученик, умирая от рук катаров, написал на земле собственной кровью: Credo in unum Deum, сделав исповедание веры молитвой последней хвалы. Произнесение общиной Символа веры на воскресной литургии – это не повторение усвоенной информации, а подлинное прославление Господа, свидетельство верности Ему.  Именно в те моменты, когда кончаются силы – и физические и моральные, а христианский оптимизм улетучивается,  стихи псалмов, в которых прославляется сила и мощь Господа могут стать настоящей поддержкой и укреплением, ведь Господь – сила наша и твердая скала.

Термин «хвала» или «слава» имеет в Cвященном Писании еще один важный аспект: это слава, являенная Господом в сотворенном Им мире. Выражение «явил Господь славу свою» указывает на восстановление Им справедливости и истины, и в конечном счете, на явление истины о Самом Себе.  Так, общество Израильское, услышав учение о Десяти заповедях, переданное им устами Моисея, восклицает:

Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив.  (Втор.5: 24)

Слава Господня является синонимом Его верности обетованию  и свидетельством Его присутствия в среде Избранного народа – будь то в странствии через Красное море или в отстроенном храме:

Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень.  И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. (2 Пар.7:1-3)

Однако Писание говорит, как Господь позволяет узнать Себя не только в чудесах и знамениях – столпе облачном и огненном или в неопалимой купине, но являет себя в Своем народе, в пророках и судьях, а также в людях малых и неприметных, поступки которых становятся образами Божьей верности, любви и милосердия.

И сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. (Ис.49:3, 6)

 Являть славу Божию в конечном счете означает — не только быть верным и уповать на Его помощь, но и творить те дела, которые творит Бог. Подлинным и полным делом прославления Отца стало воплощение Его Сына.

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. (Ин. 14: 8-14)

К делу прославления Отца – то есть к исполнению дел самого Бога призывает Иисус учеников:

Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками (Ин. 15:8)

 LAUDARE – славить, хвалить и прославлять Христа не только можно, но и жизненно необходимо именно в те моменты, когда мы чувствуем наступление тьмы. Для этого не обязательно исполнять танцы с бубном или носить на лице улыбку несмотря ни на что. Но можно попытаться стать проводниками подлинной славы Господней – нести Его мир. Исповедоваться. Причащаться. Молиться за врагов. Прощать. Не давать волю ненависти и агрессии. Жить нормальной жизнью. Воспитывать детей добрыми и умными. Читать хорошие книги. Поддерживать тех, кому трудно. Все это хорошо известно и банально. Однако, как показывает опыт доминиканского ордена, неизменно актуально на протяжении уже восьмисот лет и даже больше. 

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.