Кто такие «Учители Церкви»?

 Папа Франциск подтвердил решение Конгрегации по делам Канонизации святых о признании титула Учителя Церкви святому Григору Нарекаци (около 951 — 1003), армянскому богослову, поэту и философу.  Стоит отметить, что именем этого святого названа епархия Армянской католической Церкви в Буэнос-Айресе.

Впервые титул Учитель Церкви (Doctor Ecclesiae) использовал Беда Достопочтенный, в отношении к четырем великим богословам первых веков христианства: Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Августина Гиппонского и папы Григория Великого. Святой Беда хотел таким образом подчеркнуть их заслуги для Церкви, особенно в области богословия и вероучения.

В восточном христианстве подобное понятие использовали со второй половины IX века в отношении: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

К середине XVI века «списки» Учителей Церкви устоялись. На Западе, он соответствовал перечню святого Беды, а на Востоке в него включили еще и  Афанасия Александрийского.

Спустя несколько веков Учителем Церкви был признан святой Фома Аквинский.  Позже в круг Учителей Церкви включили ряд других мыслителей и реформаторов, причем основанием для принятия такого решения был не только богословский вклад, но и почитание этих людей в Церкви. Важно отметить, что все они ранее были причислены к клику святых.

Нельзя точно установить, с какой поры право признания титула Учителя Церкви стало принадлежать исключительно Папе. Можем лишь сказать, что окончательные указания по этому вопросу содержат документы о процедурах причисления к лику святых, изданные в 1634 году.

На сегодняшний день Католическая Церковь чтит 35 Учителей Церкви. Среди них два Папы, три кардинала, четырнадцать епископов, два монаха первых веков христианства, один епархиальный священник, двенадцать монахов и монахинь и одна доминиканская терциарка. Среди Учителей Церкви 4 женщины и 31 мужчина.

Полный список Учителей Церкви:

1. Ранние Учители Церкви.
Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Гиппонский, Григорий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский.

2. Учители Церкви после XVI века ( в скобках указан год признания титула).
Фома Аквинский (1567), Бонавентура (1588), Ансельм Кентерберийский (1720), Исидор Севильский (1722), Пётр Хрисолог (1729), Лев Великий (1754), Пётр Дамиани (1829), Бернар Клервоский (1830), Иларий Пиктавийский (1851), Альфонсо Лигуори (1871), Франциск Сальский (1877), Кирилл Иерусалимский и Кирилл Александрийский (1882), Иоанн Дамаскин (1890), Беда Достопочтенный (1899), Ефрем Сирин (1920), Пётр Канизий (1925), Иоанн Креста (1926), Роберто Беллармино и Альберт Великий (1931), Антоний Падуанский (1946), Лаврентий Бриндизийский (1959), Тереза Авильская и Екатерина Сиенская (1970), Тереза из Лизье (1997), Иоанн Авильский и Хильдегарда Бингенская (2012).

По материалам KAI

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.