Неуважительные причины

Проповедь о. Алехандро Карбахо Олеа, CMF на третье воскресенье Великого Поста побуждает нас задуматься о Десяти Божьих заповедях и о том, почему мы соблюдаем их. 

Мы выучили наизусть по Катехизису десять заповедей вне контекста, по отдельности и как каталог тяжких грехов, которые нам надо избегать… Но десять заповедей надо рассматривать в контексте: это болезненная память о египетском рабстве и предложение соблюдать нормы совместного проживания, которые позволят построить иное, чем в Египте, общество, то есть с Богом и без фараона, в свободе и без рабства, в равенстве без дискриминации, с жизнью без смерти… Такого общества Бог хочет для всех. Заповеди делятся на две части, три первые говорят об отношениях с Богом, а семь остальных об отношениях между людьми внутри общины. 

1) “Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим…”. Бог фараонов оправдывал рабство и угнетение Народа. Бог Израиля, напротив, делает всё ради Своего Народа, поэтому Он – Един. Образы должны быть всего лишь подспорьем для памяти и помогать улучшить общение с Богом, никогда не манипулируя им и Его не подменяя. Единственный, кто спасает – это Бог. 

2) “Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно”. Речь идет не только о клятвах, но об использовании имени Божьего для оправдания экономических конструкций, политических проектов, привилегий, несправедливости и коррупции, как это делает фараон. Мы произносим имя Господа напрасно, когда не позволяем другим через нашу жизнь познать истинного Бога, Бога любви, справедливости и братства. Когда мы взываем к имени Бога, чтобы придать видимость правды лживым словам.

3) “Помни день субботний, чтобы святить его…” Народ Божий был в Египте рабами. У него не было права на отдых или торжество. Поэтому проблема не в том, что у иудеев священный день – суббота, у христиан – воскресенье, а у мусульман – пятница; важно, чтобы был день отдыха, когда можно праздновать жизнь, быть с семьей, общиной и Богом. 

Остальные заповеди относятся к жизни в общине: 

4) уважать родителей и наставников общины;

5) уважать и защищать жизнь как самый ценный дар от Бога; 

6) равенство проистекает из уважения и верности в браке, в котором мужчины и женщины равны; 

7) уважение средств к существованию и имуществу других людей, это защита от непредвиденных ситуаций и возрастание в духе солидарности; 

8) не лгать, и тогда отношения в общине всегда будут основаны на истине, что будет укреплять взаимное доверие; 

9-10) не желать ничего, что принадлежит ближнему, потому что в противном случае будет пропорционально умножаться эгоизм и обогащение маленькой группки людей, что разрушит справедливость и равенство внутри общины. 

Во втором чтении, Павел отвечает на разделения внутри коринфской общины, толкуя смысл Креста, и объясняет, что для христиан Крест – это сила и премудрость Божия. Это сила Божия, которая освобождает нас от власти зла, порабощавшей человечество, и это мудрое «безумие» Божие, которое освобождает нас от смерти, даруя жизнь вечную. 

Сегодняшнее Евангелие – это размышление о Храме. Посмотрим, что думают участники повествования: ученики подчеркивают ревность Иисуса о Храме. Иудеи не видят проблемы в превращении Храма в рынок, и не признают власти Иисуса изменить эту ситуацию. Иисус использует это для того, чтобы сказать о необходимости разрушения старого Храма и созидания нового. Для рассказчика, евангелиста Иоанна, новый Храм – это сам Иисус: умерев, через три дня Он воскреснет, Ему нам надлежит поклоняться в духе и истине, и Он навсегда будет там, где двое или трое собраны во Имя Его. 

Понятно, что ни ученики, ни иудеи не поняли сделанного Иисусом. Согласно Иоанну, многое из того, что сказал и сделал Иисус, было понято ими только после Его воскресения. Никакой храм, собор или часовня не заменят отношений с Иисусом – личных и в общине. Все эти пространства – это храмы Божии, созданные для того, чтобы в них пребывал Иисус. Каково же значение наших храмов? Они необходимы как уникальное место для встречи с Иисусом один на один и всей общиной, в молитве и совершении Таинств. 

Наконец, Иисус дает оценку тому, что движет нашей верой. Верим ли мы в Иисуса из-за знамений и чудес, которые Он совершает? Или, может быть, потому, что нам комфортно? Или по привычке? Будем осторожны, потому что все эти причины «дисквалифицированы». Зрелая вера не нуждается в знамениях, угрозах или терапии со стороны Иисуса, ей достаточно Его слова и обетования, чтобы жить ею и возвещать ее среди братьев.

 

 

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.