Поставь на себе Крест

Выражение «поставить крест» на чем-то или на ком-то в русском языке означает «закончить дело» или «потерять надежду». Это, конечно, намек на крест могильный – все, финал, кончено. Однако даже на могиле крест – знак победы над смертью, знак надежды и новой жизни. Недаром христиане каждое утро в буквальном смысле ставят на себе крест – осеняют себя крестным знамением во имя Отца, Сына и Святого Духа. Многие сотни лет изображения креста сопровождают нас – дома и в храме, в памятниках архитектуры и произведениях искусства. Сегодня предлагаю вам вспомнить, как в первые века христианства и в Средневековье развивалось почитание Святого Креста в литургическом пространстве Церкви.

Изображения креста появляются в иконографии в середине II века. По спорному мнению некоторых археологов, первое сохранившееся использование креста как христианского символа датируется 136 годом и содержится в надписи из знаменитой Пальмиры. Но уже со второй половины II столетия на стенах катакомб в массовом порядке обнаруживаются изображения греческого креста, а чуть позже – латинского. К III веку относится изображение латинского креста – якоря (символа христианской надежды) из катакомб Домициллы в Риме. Крест не был единственным знаком, с помощью которого члены ранних христианских общин укрепляли друг друга в вере. Наряду с крестом, а часто в рамках одной композиции использовались знаки «ихтис», изображения Христа – Доброго пастыря, пальмовая ветвь – символ победы, буквы альфа и омега.

kresty_katakomby
Игнатий Антиохийский в Послании к траллийцам говорит о кресте как древе жизни – образ, который уже в постконстантиновскую эпоху будет использоваться авторами мозаик в великих базиликах – римских храмах св. Климента и св. Иоанна на Латеране, равеннской церкви св. Аполлинария в Классе и многих других : «Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это то являлись ветвями креста, и плод их был бы нетленен. Им в страдании Своем Иисус Христос призывает к Себе нас, как членов Своих. Голова не может родиться отдельно без членов; и Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он».

kresty_klemente
Крест становится не только симвлом победы над смертью и вечной жизни, но и отождествляется с живой и распространяющейся Церковью и с ее литургией. Иоанн Златоуст в проповеди «О кресте и о преступлении первых людей» последовательно приводит целых 52 поэтических определения креста, а в «Первой беседе о кресте и разбойнике» добавляет еще одно: крест – жертвенный алтарь. «На кресте “Христос заклан за нас”, а где жертва, там уничтожение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость. “Пасха наша, Христос, заклан за нас”. Где, скажи мне, “заклан за нас”? На высоте помоста. Необычен жертвенник этой жертвы, потому что и жертва необычайная и небывалая».

Об этом «литургическом измерении» креста мы узнаем из записок паломницы Эгерии, описывавшей почитание древа Креста Господнего в Иерусалиме IV в. Крест почитали 14 сентября, то есть на следующий день после годовщины освящения храма, и на Страстной неделе. В Великую Пятницу на Голгофе в серебряном ковчеге для почитания верующими выставляли реликвии Креста. Рвение верующих было столь велико, что некоторые не могли устоять перед искушением откусить кусочек святыни для собственного пользования. Breviarius de Hyerosolyma (VI в.) сообщает, что в базилике Гроба Господня помещались три креста и серебряный алтарь на двенадцати колоннах, а в атриуме около входа в храм была ниша, в которой хранился Крест. Неясно, был ли это действительно тот самый Крест, на котором умер Иисус. В центре базилики помещалось сложенное в виде креста копье, пронзившее бок Христа, и Терновый венец. Аноним из Пьяченцы, паломник, побывавший в Иерусалиме между 554 и 614 годом, также пишет о реликвиях Креста в атриуме и о различных формах поклонения, уже не связанных с литургией Страстной Пятницы, а ориентированных на многочисленных паломников. В 614 г. Иерусалим вместе со всеми его святынями был завоеван персами, но уже в 631 г. император-воитель Ираклий совершает «повторное обретение Креста» и возвращает его для церковного почитания. Однако обряд почитания изменился, приняв форму «омывания Креста». Обряд совершался дважды в год – на завершение Страстной Пятницы и 14 сентября – в праздник Воздвижения креста. Перед совершением литургии пресвитер входил в diaconicon, где совершал поклонение перед тремя крестами или одним крестом. После покаянных молитв крест омывали водой и благовониями. Использованную воду после Литургии раздавали верующим. При этом в Иерусалиме реликвии Креста никогда не помещали на главном алтаре во время совершения Евхаристии.

Возможно, под влиянием иерусалимских литургических практик культ Святого Креста развивается и в Риме. Папа Иларий (461-468), преемник папы Льва Великого, пристроил к зданию баптистерия при базилике св. Иоанна на Латеране несколько часовен. Одна из них имела форму креста и была богато украшена тремя алтарями и источником, а в середине находилась частица Креста Господня, вложенная в массивный золотой крестообразный реликварий. Святыня пребывала на Латеранском холме в Риме почти тысячу лет и бесследно исчезла во время перестройки базилики святым папой Сикстом V (1585-1590). Другим центром, вокруг которого развивался культ Святого креста, была одноименная римская базилика, первоначально бывшая частью дворцового комплекса императрицы Елены. Там же впоследствии хранилась частицы Крестного древа и хранится до сих пор titulus crucis – табличка, прибитая к Кресту Распятия.
kresty_crucis
С этим храмом связана удивительно красивая церемония почитания Креста римскими понтификами. В IV воскресенье Великого поста римляне могли лицезреть там настоящую la vie en rose – алтарь накрывали розовыми покрывалами, а церковь украшали живыми розами. Понтифик перед началом литургии вне храма благословлял специально изготовленную золотую розу, а в более поздних версиях церемонии даже помазывал ее елеем. Затем, держа розу в руке, папа верхом отправлялся с процессией в базилику Святого Креста иерусалимского, благословляя народ. Все действо должно было напоминать о том, как Мария Магдалина утром Воскресения взяла благовония и отправилась помазать тело Иисуса. По прибытии в базилику понтифик не совершал литургию сам, но участвовал в ней, держа золотую розу в руке. По окончании литургии папа возвращался в Латеранский дворец и дарил золотую розу префекту города Рима.
kresty_rosa
Присутствие креста в литургии не исчерпывалось почитанием реликвий. Достаточно рано начали использоваться процессионные кресты. В римском храме св. Анастасии хранились семь процессионных крестов, соответствовавших семи церковным округам Вечного города. Во время папской литургии стояний во время Великого поста верные, сопровождавшие папскую процессию, собирались вокруг креста своего округа. При этом привычный нам сегодня наалтарный крест обнаруживается в литургической практике сравнительно поздно – в Западной Европе примерно в конце XII – начале XIII в. Это было связано с тем, что многие священники, совершавшие Литургию, хотели иметь перед глазами реликвии Креста (во множестве наводнившие Европу после Крестовых походов), которые сами приносили на алтарь перед началом Мессы. Вместе с наалтарными крестами на алтаре появляются подсвечники. Процессионный крест занял место рядом с алтарем.
Поскольку наалтарный крест был небольшого размера, да еще и заслонялся от взглядов верных плечами священника, для укрепления в вере мирян в арке готических храмов, отделявшей пресвитериум от нефа, начали помещать резные кресты или целые скульптурные композиции, изобращающие Распятие. Таким образом решались две задачи: даже если главный алтарь не был ориентирован на восток, верующие, как и священник, все равно молились перед Распятым; кроме того, парящий высоко над головами людей Крест возвещал о победе над смертью.

kresty_palij
Наконец, хочется упомянуть и еще об одном «появлении» креста, с которым встречается каждый практикующий католик. Это кресты на епископском паллие и на священнической столе. Паллий – белая шерсятная лента, украшенная черными или красными крестами, на плечах епископа символизировала агнца, которого епископ-пастырь берет себе на плечи. Аналогичное значение имела и стола. Первая известная сохранившаяся священническая стола принадлежала Цезарию Арелатскому (470 – 543). Льняная стола белого цвета с одной стороны была украшена латинскими крестами. Прекрасный обычай после совершения таинства Исповеди целовать крест на столе священника подчеркивает Божие милосердие, проистекающее со Креста.

Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.