Чему учиться? Ответ учителя.
Первое сентября – это день, когда я начинаю учиться. Чему?
Во-первых – умению принять своих учеников такими, какие они есть, потому, что такими их принимает Иисус. Они прекрасны в свете Его любви, хотя на житейском уровне иногда могут быть невыносимы. В сегодняшнем мире все меньше детей, наделенных даром любви к учебе. Нет, это не значит, что они ничего не делают, наоборот, многие действительно занимаются, получают хорошие оценки, ставят перед собой цели и идут к ним. Но часто учеба для них – это что-то вроде социального лифта, средство для прорыва к успеху и достатку в будущем, а отнюдь не любимое дело, захватывающее целиком здесь и сейчас. Мне кажется, Бог призвал меня в школу (хотя изначально у меня были совсем другие планы), чтобы я участвовала в том, как Он будет открывать им, что уроки и переменки – это не предисловие к жизни, которое надо вытерпеть, чтобы было хорошо потом, а сама жизнь. Что узнавать то, чего ты раньше не знал, думать об этом, и слышать, что думают об этом другие – это радость, которую нельзя упустить.
Это может сказать детям только Он, и без Него мы, учителя, тоже незаметно скатываемся до обыкновенного прагматизма: выучи материал, чтобы написать тест, напиши тест, чтобы сдать ЕГЭ, сдай ЕГЭ, чтобы поступить, поступи, чтобы… Я в школе, чтобы вместе с Богом сказать детям – выучи, потому что это прекрасно, прочитай про художника имярек, потому что он – удивительный, и ты такого больше нигде не встретишь, напиши, сдай, потому что через это узнаешь массу интересного про самого себя и увидишь, что ты – хорош. Но чтобы это было услышано, необходимо каждый урок учиться вместе с ними, заново открывая для себя красоту того, что объясняешь и задаешь на дом.
Я никогда не знаю, чего ждут от меня дети. Я преподаю предмет, который не вписывается в шкалу современных образовательных ценностей. О Мировой художественной культуре, сведенной в школьном расписании к комбинации из трех букв (МХК), дети (и особенно родители) часто рассуждают, как Сталин – о папе римском. Помните – «А сколько у него дивизий?» Так и здесь: «А Ваш предмет никуда не сдавать». Или еще конкретней: «А что я с Вашего искусства буду иметь?». Если честно – не знаю, кто и что с этого поимеет.
Некоторые честно не понимают, чему это на уроках я так радуюсь. Но если произведение искусства вдруг прорвалось сквозь стену, сооруженную под партой из мобильника и пособия по ЕГЭ, они получают то, что в классике духовной литературы называется «утешение». Часто это даже бывает написано на лицах. И подсознательно они ищут в моем кабинете именно это – только не знают названия. И вообще-то только ради духовного утешения и стоит ходить в школу – как детям, так и учителям. Только мы не всегда понимаем, что оно там есть.
Наталья Боровская lmcVD,
Заслуженный учитель России,
преподаватель Мировой художественной культуры Лицея № 1525 «Красносельский» (Москва)