Пять средств от грусти св. Фомы Аквинского

Сегодня в литургическом календаре память св. Фомы Аквинского. По случаю этого события святой отвечает на любые, самые провокационные вопросы. Мы решили спросить его о том, как холодной питерской зимой избавиться от грусти.

Глубочайшая грусть, которая вмещается в человеческом сердце, случается, когда человек отходит от Бога. Примером этому является богатый юноша из Евангелия: он верно соблюдал Десять Заповедей, но отошел от Иисуса грустный, поскольку не хотел освободиться от своего богатства. У нас тоже бывает своя грусть, которая берет начало в наших различных «богатствах», таких как грехи и пороки. Эти «богатства» —  гордыня, вожделение, зависть, нечистота, обжорство, гнев или лень — тормозят нас на пути единения с Богом. Зачастую грусть и наполняет нас из-за того, что мы далеко от Бога. Мы грустны — грустные христиане. Есть поговорка: «Грустный святой – никакой не святой».

Противоположность грусти – радость, которая проистекает из жизни в гармонии с Богом, с ближними, с природой. Радость – это плод Святого Духа. Как избавиться от грусти, то есть каков путь, чтобы открыть себя радости во Святом Духе?

Святой Фома Аквинский в «Сумме Теологии» дает нам пять способов, а Франциск Сальский в «Филотее» говорит о десяти средствах против грусти. «Филотея» стоит того, чтобы ее прочитать, это прекрасный труд для тех, кто стремится духовно развиваться.

В этой же проповеди я расскажу о пяти средствах от грусти согласно св. Фоме Аквинскому.

1/ Первое средство от грусти — это УДОВОЛЬСТВИЕ.

Cistercian monk toastingЯ не имею в виду недостойных удовольствий, которые ведут ко греху или унижению человеческого достоинства. Это не противоречит и тому, что в нашей жизни есть периоды, когда мы сознательно отказываемся от чего-то приятного, чтобы благодаря посту и аскезе открыться еще большим радостям и еще большим ценностям. Бог одаривает нас безмерным количеством даров, которые несут в себе жизнь, а зачастую и приносят удовольствие.

Сколько существует удовольствий, за которые мы благодарим Бога? Когда у нас ничего не болит, когда мы выспались, когда вкусно поели. Святой Павел скажет: имея пищу, одежду и крышу над головой, будем довольны. Довольны ли мы? Сколько удовольствия в удобной одежде, во вкусной пище, в питье хорошего сока, в приятно обставленной квартире. Сколько удовольствия в вождении машины, в слушании хорошей музыки, в Таинстве Брака и так далее.

Это первое лекарство от грусти: обратить внимание на маленькие удовольствия и на Того, кто их подарил – Бога. Прикоснуться в этих мелочах к Его любви и благодарить за них – это рождает радость. 

2/ Второе средство от грусти — это  СОЗЕРЦАНИЕ ИСТИНЫ.

Dominique_AngelicoЧтобы созерцать истину, необходимо время. Когда-то один журналист спросил кардинала Люстиже: «У вас есть время на молитву?» И тот ответил: «Нет, но я беру его». Надо брать себе время для молитвы – запланировать его. Взрослому человеку, чтобы духовно развиваться, нужен как минимум час молитвы в день. Чтобы в нашей жизни не было так, как в анекдоте шестидесятых годов: Приехала в коммунистическую страну группа строителей из Америки, чтобы посмотреть, как здесь работают. На одной стройплощадке гости увидели человека, который возил пустую тачку туда-сюда. Спрашивают: «Ты что возишь пустую тачку?» А тот отвечает: «У нас такой высокий темп работы, что некогда ее нагрузить». Только бы в нашей жизни не было так, что нам окажется некогда нагрузить тачку – найти время на молитву. Папа Бенедикт XVI написал в энциклике о любви, что молитва никогда не будет потерей времени.

Созерцание – это противоположность потребления, ведь потреблять – значит брать, а созерцать – это позволить Богу, Который является ИСТИНОЙ, охватить и преобразить нас.

Истина – это Бог, прежде всего присутствующий в СЛОВЕ. Мы должны читать Священное Писание. Когда Папа Бенедикт XVI провозгласил год святого Апостола Павла, удалось ли нам хоть раз прочитать послания святого Павла? Этих посланий тринадцать, и в них около девяноста глав. То есть, читая по главе в день, все послания можно прочитать за три месяца. Использовал ли я год святого Павла для того, чтобы подружиться с Павлом – чтобы послушать его, чтобы дать Истине овладеть мной, чтобы созерцать ее? Наверное ДА! Будем благодарны за эту благодать. А если нет? Тогда, может быть, сегодня стоит принять решение, чтобы восполнить этот пробел и прочитать послания святого Павла. Или решить, что будем каждый день, хоть по семь минут, читать Новый Завет?

Мы нуждаемся в созерцании ИСТИНЫ – то есть во встрече с Богом, который хочет наполнить и преобразить нас Своим СЛОВОМ.

Мы также призваны к тому, чтобы созерцать ИСТИНУ, которой является ЕВХАРИСТИЯ. Если есть такая возможность, то стоит участвовать в Евхаристии ежедневно; значение Жертвы Иисуса бесконечно велико. Стоит задать себе вопрос о Поклонении Богу, который находится в дарохранительнице двадцать четыре часа в сутки – ЛЮБОВЬ, которая НЕ ЛЮБИМА, КОТОРАЯ НЕ ПОЗНАНА, Иисус, одинокий УЗНИК наших храмов, который так много хочет подарить нам. Сестра Малгожата Хмелевска из общины Хлеб Жизни, рассказывала, как однажды в дом этой общины во Франции зашла поговорить проститутка. Это оказался день созерцания, и вся община в течение нескольких часов поклонялась Господу Иисусу в Пресвятых Дарах. Бедная и не знающая Иисуса женщина вошла в часовню, ничего не понимая, и просидела там около трех часов. Вышла она оттуда уже верующей. Бог коснулся ее сердца, обнял и преобразил. Каждый из нас нуждается в том, чтобы посидеть перед живым, пребывающем в дарохранительнице, Иисусом – там Он ждет тебя, потому что тебя любит. Его любовь к тебе каждое утро обновляется, как говорит пророк Иеремия. Еще один вопрос: как я встречаюсь с Иисусом, когда принимаю ЕГО в СВЯТОМ ПРИЧАСТИИ? Святая Тереза Младенца Иисуса перед тем, как принять Иисуса в Причастии, приглашала в свою душу Марию. Она представляла душу как огромное пространство и просила, чтобы Мария сперва убралась в ее душе и вынесла из нее весь мусор. Затем просила, чтобы Мария раскинула шатер и устроила его так, чтобы это было по вкусу Господу Иисусу. Она приглашала также ангелов и святых, чтобы они пришли и устроили хор и оркестр, который споет и сыграет грядущему Господу. Напрашивается вопрос о моем месте в этой  веселой Компании. Дай нам Бог дорасти, встречаясь с Иисусом, до смирения мытаря и жены хананеянки, о которых пишут евангелисты. Дай нам Бог верить, как сотник, который сказал: «Господи, я не достоин, чтобы ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя».

 3/ Третье средство от грусти — СЛЁЗЫ.

В Евангелии мы встречаем женщин, которые плачут на Крестном Пути. Плачет Петр, когда отрекся от своего Учителя. Слёзы бывают разные. Слёзы счастья или слёзы злости. Я вспоминаю Полину, которая плакала на свадьбе. Я ее спросил: «Что ты плачешь?»  Она искренне ответила, что плачет из ревности, потому что ее парень танцует с другой девушкой.

В Евангелии мы встречаем и плачущего Христа. Он плачет у гроба Лазаря, плачет по Иерусалиму, который не узнал время своего посещения.

15 ANGELICO TO THE WOMEN 2Как хорошо, что Иисус плакал о жителях Иерусалима. Будем просить, чтобы Иисус плакал и о нас, чтобы Он плакал в нас, чтобы Его слезы преобразили меня, чтобы я плакал в Нем, Его слезами. Нам нужны слёзы, которые очистят наши сердца, слезы искреннего сожаления и сокрушения. Мы нуждаемся в слезах, которые вытекают из познания нашей беды; не слёзы отчаяния, как у Иуды, а слёзы надежды, как у Петра.

 

4/ Четвертое средство от грусти — это РАЗГОВОР С ДРУГОМ.

Кто не хочет настоящей дружбы? Как мы благодарны Богу за людей, которые оказались для нас настоящими друзьями!

Fra-Angelica-168965866Бог прекрасно придумал брак, потому что супруги прежде всего должны быть друг для друга друзьями. Дружба возможна вне брака, однако, если супруги — не друзья, то их брак труден и находится в опасности. Поэтому, с детства надо молиться о распознании своего призвания: о хорошем муже, хорошей жене, и потом, уже в браке, заботиться о дружбе, которая является источником радости и высшей формой любви между людьми. Надо также найти себе друзей и среди святых. Надо читать книги, которые они написали. Святые – верные друзья. Прежде всего, однако, необходимо, чтобы каждый из нас дорастал до того, чтобы становиться Божиим другом для других, особенно для молодых.

5/ Пятое средство против грусти — это СОН И ТЕПЛАЯ ВАННА.

medievalbathing-e1365889048409«Как сон любит тело!» — поет группа Скальды. Не забуду своего духовника, отца Яна Спежа, к которому еще до вступления в Доминиканский Орден я каждые два месяца ездил из Познани в Варшаву, чтобы исповедоваться и поговорить. Сначала он вел меня в монастырскую трапезную, чтобы я досыта наелся. Потом я принимал душ и шел спать. Я спал больше десяти часов, чтобы прийти в себя. А в конце был длинный разговор и исповедь. Еда, сон, теплая ванна, разговор, исповедь – как всё это было важно. Когда я уже стал священником, у меня были духовники, которые говорили, чтобы я спал по семь часов. Каким открытием было для меня, когда знакомая, которая изучала медицину, сказала, что человек должен ежедневно принимать душ. Святой Августин в Уставе, которому уже полторы тысячи лет (по этому Уставу живут и доминиканцы), написал, что если врач предпишет монаху теплую ванну, то даже если это доставит монаху удовольствие,  он должен быть послушен врачу.

Учение святого Фомы Аквинского, который жил в тринадцатом веке, современно. Будем же использовать эти средства от грусти. Раз, два, три, четыре, пять. Аминь.

о.Роман Шульц ОР

 

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.