Большинство католиков Ялты довольны
О положении католиков в Крыму ходят разные сведения. Мы решили пообщаться с тем, кто владеет достоверной информацией. Священник из Ордена доминиканцев Юрий Дорогин вернулся из Крыма, где служил в ялтинском католическом приходе.
- Отче, что сейчас происходит в Крыму?
- Последние три недели я провел в Ялте. До этого я служил в ялтинском приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 7 лет, поэтому местная ситуация мне довольно хорошо знакома. Должен засвидетельствовать,
Что же касается ситуации в Ялтинском приходе и в Алуште, которую я тоже посетил, можно сказать, что ситуация вполне спокойная. Нельзя сказать, что абсолютно все были довольны присоединением Крыма к России, но, тем не менее, большинство, действительно, довольны и говорят о том, что они дома. Некоторые люди уехали из Крыма, но большинство все-таки осталось. Я могу судить, конечно, по ялтинскому приходу и Алуште, где практически все остались. Я слышал о наших прихожанах, буквально о троих, которые уехали из Крыма на Украину. Никаких притеснений не существует.
- Говорят, что есть проблемы с регистрацией приходов, со священниками… Рассказывают, что ялтинский храм остался без священников, чему доказательство Ваш приезд в свой старый приход.
- Конечно, существуют вопросы юридического плана, поскольку юридическая ситуация России и Украины значительно отличается, поэтому есть вопросы перерегистрации католических приходов уже согласно российскому законодательству. Действительно, есть проблемы со священниками, которые в большинстве своем были поляками и на Украине они могли пребывать по специальной визе, которая выдавалась для священнослужителей. Соответственно, при изменении ситуации, они должны были уехать для того, чтобы получить новую визу. Кому-то, действительно, не продлили вид на жительство. Такие ситуации есть.
Что касается священников в Ялте. Один, действительно, уехал, потому что был поляком. Второй, украинец, уехал, потому что там произошла неприятная ситуация, связанная якобы с сотрудником ФСБ. Однако, как я слышал от местных жителей, было предупреждение, что в нынешней ситуации появляются люди, выдающие себя за представителей власти (полиции, ФСБ и каких-то других структур) и вымогают деньги. Действительно, появился некий человек, который пытался шантажировать священника, и в результате он уехал. Но это уже личный страх того священника, а не объективная ситуация. Я там провел две недели, не видел никаких представителей ни ФСБ, ни полиции, которые проявляли бы какую-то агрессию, какую-то нетерпимость или претензии к существованию католиков.
В нашем храме молятся и местные греко-католики, как молились до сих пор. У них есть священник, который приехал с Украины. И сестра монахиня, тоже с Украины. Они совершенно спокойно молятся, никто им не мешает. Есть определенная напряженность, трудности переходного периода, когда еще не все чиновники знают, что делать и как делать. Так же и прихожане не особенно ориентируются в новой ситуации. Поэтому возникают порой какие-то недоразумения или ситуации, которые пока что не могут быть решены. Но это не значит, что существуют какие-то гонения на католиков или православных, или мусульман, или еще кого-нибудь. Нет, в Крыму как раз все спокойно в этом отношении и поэтому, конечно, панику сеять не нужно.
Я был свидетелем того, что греко-католики говорили о том, что один из их священников разместил информацию в соцсетях, что его якобы задержали неизвестные, похитили. Но было известно, что это были представители российской полиции, которые задержали этого священника, допросили и отпустили. Не было каких-то неизвестных и не было какой-то внештатной ситуации! Думаю, что подобные ситуации, вызовы в соответствующие органы, нормальны в такие моменты, когда политическая ситуация еще не стабильна. Но в отличие от юго-востока Украины, где, как мы знаем, существуют большие проблемы, в Крыму все спокойно.
- Есть информация, что есть проблемы с перерегистрацией греко-католических общин и регистрацией новых и в нынешних условиях ситуация католиков как восточного, так и латинского обрядов ухудшилась по сравнению с тем, когда в Крыму действовало украинское законодательство.
- В Ялте были уже зарегистрированы и греко-католическая, и римско-католическая общины. Вопрос был с постройкой греко-католического храма. При украинской власти, действительно, были проблемы. Местный совет то выделял землю, то ее забирал, поэтому вопрос так и не решился.
В Севастополе также существовала проблема с возвращением католического храма общине. Там находится кинотеатр и при украинской власти эта проблема не была решена, да, в общем-то, и она не особо решалась. Я надеюсь, что теперь эта проблема решится, поскольку в России все-таки есть законодательство, которое говорит о возвращении культовых построек их владельцам или передаче их в пользование. Поэтому я думаю, что все это вопрос времени и доброй воли всех. Если не нагнетать панику и спокойно добиваться своих прав в соответствии с законом, я думаю, что это можно будет все решить со временем. Мне кажется, что Россия тоже заинтересована в том, чтобы в Крыму была стабильность и процветание, поскольку это вопрос тоже политический, а не только экономический. Я думаю, что все это решиться.
- Какой национальный состав прихода в Ялте, на каком языке идут службы?
- Состав довольно пестрый. Есть поляки, есть русские, есть украинцы, есть белорусы. В Алуште в основном — украинцы. Служба в Ялте совершается на русском, польском и украинском языках. Возраст прихожан тоже разный. В основном, это люди среднего и пожилого возраста, потому что молодежь, и когда Крым был частью Украины, старалась из Ялты уехать на «большую землю» или заграницу, потому что в курортном городе очень сложно найти постоянную работу. Потому что вся инфраструктура завязана на туристов. Летом во время сезона работа есть, а вот в остальное время с работой очень напряженно. Люди среднего возраста и пожилые не собираются никуда уезжать. Все они имеют очень большие надежды, что наконец-то, будет наведен порядок в Крыму, потому что до сих пор там было все очень сильно разрушено.
- Теперь будет два доминиканских монастыря в России?
- Пока не стало двух монастырей на территории России, потому что Ялта в церковном отношении еще остается частью Одесско-Симферопольс
Беседовал Михаил Фатеев