Что несет нам Год российского кино?

В декабре 2015 года в нашей стране был дан старт году российского кино. Проблемы, давно назревшие в отечественном кинематографе, должны стать актуальными в 2016 году. А с какими проблемами сейчас сталкивается российское кино, и чего нам ждать от грядущего года, постараемся разобраться.

Прежде всего, нужно внести понятие, что есть российское кино на сегодняшний день. Российским кино принято называть современный отечественный кинематограф и те фильмы, которые он выпускает после распада СССР, а значит, это период с начала 90-х до настоящего времени. Промежуток довольно большой, если учесть, что в это время выросло целое поколение, которое сейчас уже является носителем эстетики фильмов современной России. Можно вспомнить кинофильмы тех лет, например «Брат» (реж. А.Балабанов), «Сибирский цирюльник» (реж. Н. Михалков), «Небеса обетованные» (реж. Э. Рязанов), «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон Бич опять идут дожди» (реж. Л. Гайдай), «Все будет хорошо» (реж. Д. Астрахан) и др.

cinema_01

Все эти фильмы являются разножанровыми, но в своей сущности многие из них отражали те острые социальные проблемы, которые были в стране на тот переходный момент. В то же время, когда снимались эти фильмы, в стране сформировалось очень много частных кинокомпаний, которые в начале 2000-х расширили свое действие и имеют своё влияние в наше время. Поэтому современное российское кино – это сеть кинокомпаний, которые выпускают фильмы, ориентированные на прибыль, ведь компании частные и им нужно существовать за счёт доходов, которые приносит их деятельность.

С одной стороны, это неплохая демократизация – предоставление права выбора того фильма, который снимается не для государства в смысле властей (как было, например, в СССР), а для государства, которое представляет народ. Но у этой же демократизации имеется и другая сторона, ставшая проблемной точкой в современном российском кино: качество выпускаемой продукции.

cinema_02

Нынешние кинокомпании выживают в основном за счет зрителей, которые ходят в кино на их фильмы, поэтому российский кинорынок практически на 95% наполнен развлекательной продукцией: за последние 15 лет российский зритель выработал эстетику киноразвлечения за счет фильмов, которые появлялись как «дешевый смех», которые не несли интеллектуальной нагрузки, а выступали катализаторами «непринужденного» кино. Именно этот вид российского кино актуален больше всего в наше время, его нельзя сразу искоренить, но он не является проблемой для кинематографа, как раз для него он очень выгоден, он — проблема российской культуры. Русский зритель теряет, если не сказать, потерял интерес к интеллектуальному кинематографу.

cinema_04

Многие политики в преддверии наступления года российского кино говорили о повышении количества российских кинофильмов, но не поясняли какого вида и жанра они должны быть. Поэтому в эту графу могут попасть и кинофильмы-развлечения, которые позволяют нации деградировать и духовно разлагаться, а не духовно возрастать (что является основной функцией киноискусства). Из-за распространения подобных фильмов вытекает проблема продвижения национального кинематографа.

В России последнее десятилетие стало появляться много различных кинофестивалей, которые часто включают национальную программу. Ведь Россия — одна из самых многонациональных стран в мире. Если бы государство было заинтересовано в национальных кинокомпаниях, то зрители разных уголков нашей страны могли бы больше знакомиться с теми культурами, которые существуют «по-соседству» в одном государстве. Но этот вопрос в плане деятельности Министерства Культуры РФ, представленном на их сайте, никак не значится. Поэтому ждать развития кинематографа в этом направлении вряд ли придется. Хотя, может быть, поддержка национального кинематографа войдет в понятие «патриотизм», о котором недавно говорил с представителями российского кино В.Р. Мединский – Министр культуры РФ.

cinema_03

Сейчас активно ведется борьба за культуру в российской киноиндустрии, именно к ней министр и отнес «патриотизм», однако, что именно имел в виду под этим словом Мединский, так и не было ясно. Остается только ждать каких-то конкретных действий от государства. Ведь несмотря на то, что сейчас русским кино правят частные монополистические компании, они должны регулироваться государством: это не означает, что теперь нужно все «пропускать» через «верха», просто нужно учиться регулировать и контролировать. Какая бы не была демократия в стране, культура должна быть на первом месте, иначе так и будет продолжаться провальная ситуация с отечественным кинематографом, который уже 25 лет не может выработать основы своей киношколы, утраченной в период перестройки. Как говорил М.Жванецкий, «Россия — это страна талантов»!

cinema_05

Возможно, пока они не появились в области кинематографа, не считая небольшого числа режиссеров, сумевших за счет международных кинофестивалей представить Россию как сильную державу. Ведь, к сожалению, отечественный кинематограф не может ужиться на международном кинорынке. И это, скорее всего, закономерно: ведь пока не будет порядка внутри российского кино, мы не сможем делиться прекрасным с друзьями. Вот только и останется делиться «грязью», что и произошло с «Левиафаном» А. Звягинецева. В этом плане фильм стал «звоночком» к проблемам, на которые давно нужно обратить внимание российскому кинематографу, для которого и выделен целый год в нашей стране.

cinema_06

Поэтому хочется верить, что многие проблемы в российском кино будут ликвидированы, и Россия станет сильной кинематографической державой. В этом году зрителям предстоит встреча с Ночью и Днем бесплатного российского кино. Также следует ожидать результаты десятка кинопроектов, поддержанных государством с бюджетом в более 500 млн. рублей, среди которых «Матильда», «Время первых», «Большой» и др. Всё это очень обнадеживает и дает некую веру в «Год российского кино», год, от которого много ждут кинематографисты и зрители нашей страны. Ведь наше кино – это наша культура и традиции, длящиеся уже около 120 лет. 

Любите кино, любите искусство и свою страну.

Екатерина Савельева

Екатерина Савельева
Прихожанка храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Культуролог, фотограф, режиссер. Автор статей о современной культуре. Победительница и лауреат конкурсов в области социальной рекламы и современного искусства.