7 вопросов книжнику о женщине и прелюбодеянии

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8,2-11).

История о женщине, взятой в прелюбодеянии частая тема проповедей и картин. Казалось бы, все здесь просто и понятно: изменяла мужу, попалась, счастливо избежала смерти, встретила Божье Милосердие и … всё. Иисус ставит фарисеев и книжников на место, а всем остальным участником событий в очередной раз предлагает задуматься о своей душе. Именно так эта притча видится с позиций привычного европейского взгляда на мир. Но так ли воспринимали происходящее событие современники земного странствия Христа? Попробуем представить себя корреспондентами какого-нибудь Judea-today и зададим всего семь вопросов одному из книжников, пытавшихся подловить Иисуса.

bludnica_03

1.      Трудно ли вам было найти в Иерусалиме женщину, совершающую прелюбодеяние?

Задача была не из простых. Ведь по нашим законам за любое нарушение одной из 10 заповедей полагается смерть. Причем смерть мучительная, через побиение камнями. Поэтому мало кто совершает прелюбодеяние в открытую. Впрочем, и это еще не все! Если кого-то заподозрили в прелюбодеянии, то нарушение заповеди на суде должны подтвердить два свидетеля. Задача этих свидетелей тоже не из простых: они должны, во-первых, присутствовать в одном помещении с прелюбодеями в момент нарушения заповеди. А во-вторых, всячески их отговаривать от прелюбодеяния, иначе суд может обратить свой взор и на них. И обвинить в содействии прелюбодеянию. Так что все это сильно усложняло нашу задачу. Пришлось много поработать, чтобы такую женщину найти.

2.       Разве расправа над прелюбодеями совершается не сразу же? О каком суде идет речь?

Если человек совершил прелюбодеяние, то его ведут в синедрион, верховный суд. Только там может быть решена судьба того, кто преступил заповеди. Конечно, бывают случаи, когда совершается самосуд и люди забрасывают камнями кого-то, но на то должны быть более серьезные причины, чем нарушение шестой заповеди. Иногда обиженные мужья провоцируют подобные вещи, но тогда позор ложится на них, равно как и на убитых жен. Ведь речь идет о предании смерти одного из народа Израилева, а это тоже нарушение заповеди.

Кстати, это несколько облегчило нашу задачу. Так бы пришлось просто рыскать по домам в поисках «жертвы». А так возмущенные родственники привели ее в Храм сами, чтобы она предстала перед синедрионом.

bludnica_01

3.      Вы сказали «человек, совершивший прелюбодеяние», т.е. речь идет не только о женщинах?

Обычно для прелюбодеяния требуется еще и мужчина. Только с женщиной все немного проще. Попалась на измене, доказывай свою невиновность! Если муж что-то заподозрил, то в доказательство своей невиновности женщина должна принести жертву из ячменя. Ячмень – пища скотов, тем самым она как бы утверждает, что не впадала в скотское состояние. Впрочем, для подобного обвинения мужу достаточно просто косого взгляда неженатого соседа. Некоторые этим пользуются, чтобы развестись и найти себе лучшую партию. Особенно это популярно в Самарии, но они и синедриону не подвластны.

С мужчинами все значительно сложнее. Если муж изменил или сходил к блуднице, это еще не повод для жалоб или развода. В принципе мужчина может себе позволить и нескольких жен, как наши великие цари Давид и Соломон.

4.      Где же тогда мужчина, с которым застали эту женщину?

Все-таки мужчина не столь виновен в произошедшем! Замужняя женщина – это женщина, посвященная конкретному мужчине. Для нее не может быть других мужчин, как для Израиля не может быть других богов. Если она отдается другому мужчине, то происходит не только нарушение шестой заповеди, но и нарушение заповеди «не убий», потому что, отказываясь от своего посвящения, она убивает собственную душу.

Конечно, мужчина был. В наших нынешних условиях это вполне мог быть не одинокий симпатичный сосед, а римский воин. Они привыкли, что рядом с их казармами всегда и везде обитают женщины легкого поведения. У нас, в Иудее, с этим трудно! Матери внимательно следят за своими дочерями, а мужья за женами. У нас нет служительниц различных восточных культов, которые готовы оказать нужные услуги римским войнам…

bludnica_08

5.      Получается, что женщину застали с римским воином, раз не привели мужчину?

Такой вариант развития событий вполне возможен! Нас не слишком интересовало откуда взялась эта блудница. Хотя обычно на суд доставляют обоих. Повинны в нарушении заповеди оба!

Но римские воины нередко вторгаются в местные семьи при помощи обмана. Приглянулась чья-то жена и человека запугивают, чтобы он молчал и скрывал грех жены. Нередко женщины таким образом находят заработок, чтобы помочь содержать семью. Трудности возникают в том случае, если женщина забеременела не от мужа. Рожденный ей ребенок будет незаконнорожденным, т.е. исключенным из всего круга еврейской жизни. Узнав о такой внезапной беременности жены, мужья и объявляют о том, что она прелюбодейка и ведут на суд в синедреон. Ведь дело-то серьезное! А если она из священнического рода и попытается скрыть, что ребенок не от мужа. В какой-то момент он окажется среди входящих в Святая Святых Храма и его тайная ритуальная нечистота может навредить всему народу!

6.      Почему вы назвали женщину блудницей? Разве она зарабатывала своим телом?

Блудница и проститутка – это не совсем одно и то же! Обе они падшие женщины. Но все-таки проститутки – это те, кто живет в публичных домах, организуемых где-то в далеком Риме. Или служительницы всяких культов плодородия, с которыми мы всегда боролись. Блудница же – это замужняя женщина, потерявшая всякую скромность. Она кокетничала с другими мужчинами, вела себя слишком развязано с точки зрения мужа. И супруг оставил ее, потому что ни один уважающий себя иудей не будет жить с женщиной, поведение которой ему не нравится.

bludnica_02

7.      Как же вы пытались подловить Иисуса, приведя к Нему такую женщину?

Это был хорошо продуманный план. Если бы Он называл Себя Мессией, то должен был возмутиться, почему прелюбодейка оказалась во дворе Храма. Пусть даже и во дворе женщин, но не место той, которая оказалась вне Закона. Впрочем, нам кажется, что Он – не тот, кем хочет казаться народу, поэтому Он должен был сказать, что Закон требует побить ее камнями. И тогда у нас было бы сразу несколько аргументов против Него. Во-первых, не странствующему проповеднику и даже не пророку выносить такие решения, для этого есть синедрион. Во-вторых, Он не спросил свидетелей, а вдруг перед Ним актриса? Только Мессия видит сердца людей и может судить их. В-третьих, мы бы заявили о Его жестокости, которая не соответствует всем речам, слышанным народом раньше. И, наконец, сама эта ситуация могла бы стать причиной для Его ареста. Если бы Он сказал, что по закону нужно побить камнями, женщину забили бы на месте. Кровью ее осквернили бы Храм. А это уже очень хороший повод для осуждения!

Иисус в очередной раз сумел ускользнуть от нас. Он использовал запрещенный прием. Людям, возмущенным присутствием блудницы в Храме, предложил заглянуть в свое сердце и подумать, насколько они сами могут здесь находиться. Все-таки в это время в Храм приходят не простые паломники из разных концов страны, как на Пасху, а люди набожные. Слова Иисуса не могли не задеть их. Он снова обыграл нас, коснувшись душ тех, кого мы могли бы настроить против Него! Явив милосердие, основанное на знании Закона и сердец человеческих.

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.