Необычные призвания

Сретение традиционно считается «днем посвященной Богу жизни». В юбилейный год Милосердия мы решили рассказать, возможно, о самых сложных и необычных призваниях, в которых действие Христа Милосердного раскрывается со всей своей полнотой.

Малые сестры ученицы Агнца
Небольшая община, возникшая в 1985 г. и канонически утвержденная в епархии Тура (Франция) в 1990 г., принимает девушек с синдромом Дауна, чувствующих призвание к посвященной Богу жизни. Община имеет созерцательный характер и следует духовности св. Бенедикта и «малому пути» св. Терезы из Лизье. 

Little Sisters of the Lamb

В небольшом монастыре одновременно живут и «особенные»,  и здоровые сестры, которые вместе молятся и работают. Большое место в духовности конгрегации занимают адорация Тела и Крови Христовых и  молитва Розария. Поддержка «самых малых в этом мире», создание для них необходимых условий и ритма жизни, обучение, обеспечение административных и хозяйственных нужд – важное и уникальное  призвание в Церкви.

Девушкам, желающим присоединиться к общине для заботы о более слабых сестрах,  потребуется много физического здоровья, терпения и самопожертвования, поэтому в общине готовы принять  кандидаток из других стран и даже с других континентов. «Не ждите в нашей общине чего-то великого», — предупреждают потенциальных кандидаток сестры. Харизма конгрегации – «раскрыть ценность особенных девушек как Невест Христовых».

37

Община Малых сестер учениц Агнца была основана при поддержке слуги Божьего Жерома Лежена, французского генетика, открывшего причину синдрома Дауна. Лежен, поддерживавший общину со дня ее основания, говорил, что даже если «интеллект ограничен, возможности сердца безграничны».
Подробнее о конгрегации  можно прочитать на их официальном сайте

Конгрегация св. Розы Лимской (Готорнские доминиканки)
Эту общину, принадлежащую к большой доминиканской семье основала в 1900 г. в самом центре Манхеттена (Нью-Йорк, США) блаж. Роза Готорн Латроп, в монашестве – Мария Альфонса. Роза Готорн – дочь классика американской литературы Натаниэла Готорна (его самый известный роман «Алая буква» посвящен нравам первых пуританских общин на американском континенте).  Ее крайне непростая биография (замужество, смерть сына, осуждаемое в обществе обращение в католицизм, семейный кризис, приведший к сепарации, вдовство) может стать для многих современных женщин источником размышлений и надежды.

920758_419862101543167_6116538101911961622_o

Овдовев, миссис Латроп посвятила себя сначала заботе о лежачих больных по соседству – Манхеттен в те времена отнюдь не был гламурным районом —  а затем при поддержке доминиканца  о. Клемента Туенте нашла дом, в котором заботилась о пациентах, умиравших от рака. Сегодня мы бы назвали это хосписом. Вскоре Роза получила разрешение основать новую монашескую конгрегацию, которая по сей день  следует особому призванию – заботиться о больных раком, прежде всего об умирающих. Сестры следуют Христу, отдавая себя тем, кто ничего не может дать взамен.  

Готорнские сестры не проповедуют в прямом смысле слова, не заняты в сфере образования или в приходах. Доминиканскую харизму проповеди сестры реализуют, свидетельствуя о присутствии Христа в тех местах, где это особенно сложно – в больницах, хосписах, домах престарелых, бесплатно работают сиделками.  В качестве кандидаток особенно приветствуются девушки с медицинским образованием; те же, кто его не имеет, во время формации учатся на медсестер.

10934004_306311902898188_741685380379097314_n

На сегодняшний день монастыри конгрегации находятся в трех штатах США. Сестры не берут платы ни от пациентов, ни от страховых компаний, ни от больниц. «Разве это не чудо, что мы до сих пор существуем?» — говорят они.
Подробнее о Готорнских доминиканках можно прочитать на их официальном сайте

В мужской тюрьме города Норфолк (США) с середины 2000-х годов  существует община доминиканцев мирян, официально называющаяся Общиной Матери Божией Милосердия.  В нее входят заключенные, отбывающие срок: сами себя они в шутку называют «братьями-затворниками». Общину, насчитывающую несколько десятков братьев, окормляют доминиканцы из провинции св. Иосифа. Как и обычные участники общин доминиканцев-мирян, «братья-затворники» проходят процесс формации, а в завершении приносят обеты, которые, конечно же, остаются действительными и после выхода на свободу.

Свой апостолат члены общины понимают прежде всего как свидетельство христианской жизни во враждебном, антихристианском окружении – не только в стенах тюрьмы, но и на свободе. Многие братья пишут картины, песни, но прежде всего – молятся вместе, по возможности совершая Литургию часов и читая Розарий. В 2011 г. братство в Норфолке посетил генеральный магистр Доминиканского ордена о. Брюно Кадоре.

groupe_St_Morillon-2-2

Во Франции в 1860-х гг. доминиканец блаж. Пьер-Жозеф  Латаст положил начало общине «Вифания», которая была задумана как место, где женщины — бывшие заключенные могли бы реализовать свое призвание к посвященной Богу жизни.  «Вифания»  была задумана  и остается созерцательной общиной: сестры не покидают стен монастыря, не работают в миру. Одно из важных правил предполагает, что сестры, переступив порог клаузуры, не касаются тем, связанных с прошлым. В общину приходят как женщины, прошедшие через исправительные учреждения, так и те, кто почувствовал особое призвание сопутствовать им в новой жизни.

«Принцип «дискретности»,  — говорит одна из сестер Вифании –  «не означает отрицания или забвения нашего прошлого. Господь призывает нас не тогда, когда мы стали совершенными. Он призвал нас здесь и сейчас, такими, какие мы есть. Прошлое существует только для того, чтобы создать из него нечто новое».
Сегодня в Европе существует шесть общин «Вифании»: они находятся во Франции, Италии и Швейцарии. Подробно о них можно прочитать на официальном сайте.

Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.