Veritas в большом городе

«Что есть Истина?» — спросил когда-то римский прокуратор обвиняемого Галилеянина. С тех пор европейское общество неустанно искало ответ на этот вопрос, время от времени провоцируя жестокие внутренние распри и конфликты. Когда в 1216 г. св. Доминик собрал вокруг себя общину братьев, споры о том, что же есть Истина, кто передает ее верно, а кто искажает, вновь стали остро актуальными.

Как бы ни оценивать теологию альбигойцев с точки зрения ортодоксии, в одном нельзя отказать последователям этого учения: как и многие другие религиозные течения до и после них, они стремились обрести подлинное знание и правду. Точно так же жаждали истины первозданного христианства деятели Реформации; точно так же стремились обрести объективную истину деятели науки Нового времени. Какими бы ни были пути поиска  — истинными или ложными – на протяжении столетий стремление к Истине было неотъемлемым свойством интеллектуальной и духовной жизни европейцев. Кажется, сейчас многое изменилось.

st-dominic-adoring

Достигая определенного (не всегда почтенного) возраста, мои студенты открывают для себя удивительный мир постмодерна. Действительно, для молодого (и не только) историка огромный соблазн – получить в свое полное распоряжение мир, с которым можно обращаться как с набором деталей или с многообразием текстов, бесконечно конструируя и деконструируя избранные фрагменты реальности. Правила этой интеллектуальной игры подвижны, а цель – сама игра. Наука постмодерна дает исследователю невиданную ранее свободу для творческого поиска, фантазии, совмещения несовместимого, поскольку над интеллектуалом не давлеет ни одна методология или идея, претендующая на статус истинной.  Такой наукой заниматься интересно и нескучно: еще раз отмечу ее большое сходство с игрой. Ее язык подвижен, как и ее носители, молодые люди с хипстерской бородой, активной жизненной позицией и широким кругом интересов. Мне крайне симпатичная такая наука. Есть лишь одно «но»:  категория «истинности» к этой науке не имеет почти никакого отношения. Во фрагментированном мире более нет необходимости в существовании единого системообразующего принципа. Сразу хочу оговориться: это не хорошо и не плохо, потому что такого рода оценочные суждения неприменимы к интеллектуальной истории. Остается просто признать факт, что в гуманитарных науках «всеобщие теории всего», единственно верные определения и единые учебники более неактуальны. Истина перестает быть значимой интеллектуальной категорией.

Но как же тогда быть с пилатовским вопросом, и вообще, как быть христианину в мире, где Истина более неактуальна, а вместо черного и белого предлагается видеть пятьдесят оттенков серого? Следует ли отвергнуть современное гуманитарное знание как бессмысленное и не ведущее ни к чему и таким образом застрять в безопасной, а потому немного скучной классике? Мне все же кажется, что не стоит отворачиваться от тех интересных и плодотворных тенденций, которые мы наблюдаем в сегодняшней науке. А то, что стоит сделать – это пересмотреть само наше восприятие Истины. Кажется, мы чересчур привыкли, что Истина –  интеллектуальная категория, ее нужно искать, доказывать, убеждать оппонентов с помощью логических или риторических построений. Но Истина больше, чем интеллект любого из великих ученых. Христос, Который есть Истина – это сама Жизнь и сама Любовь. Он явил нам Себя, чтобы ничего не нужно было доказывать, но чтобы каждому – и ученому, и невежде — можно было просто жить. Жить Истиной.

SaintDominic

Св. Доминик не оставил своим духовным сыновьям и дочерям ни трактатов, ни даже писем, но остался в истории как великий проповедник.  Человек, который созерцал Истину и передавал ее другим прежде всего своими делами и своей жизнью. Это замечательный пример для подражания сегодня, когда любое произнесенное или написанное человеческое слово слишком рискует оказаться предметом идеологической манипуляции или бесстрастной деконструкции. Интеллектуальные занятия традиционно считались важной составляющей харизмы доминиканцев: важной, однако далеко не исчерпывающей. Св. Доминик приглашает нас сделать шаг вперед: не только искать Истину, но принять Ее, возрадоваться Ей и по мере наших скромных сил стараться Ею жить.

«Обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24)

Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ