Утренняя Месса Папы в резиденции Сумаре

Папа в Сумаре

На один день большая часовня архиепископской резиденции в Сумаре, где Папа Франциск остановился на эти дни, заменила знаменитую часовню в Доме св.Марфы. 25 июля 2013 г. в 7.30 утра Папа совершил мессу в присутствии 300 семинаристов и монахинь. В проповеди Папа вернулся к теме контраста между смирением, требуемым от человека веры и слабостью, которая порой толкает, также в Церкви, к поиску карьеры и престижа.

Соблазн обманываться на свой счет живет также во многих христианах. Это искушение считать себя лучше, чем есть, даже перед Богом, даже если определенный выбор жизни предписывает стиль смирения и скромности. Развивая свое размышление, Папа Франциск соединил два чтения мессы в день торжества апостола Иакова. Первое чтение представляет собой послание, в котором апостол Павел пишет христианам Коринфа, утверждая: “Сокровище благодати мы носим в глиняных сосудах”. Сокровище, – пояснил Святейший Отец, – это “откровение Бога в Иисусе Христе”, которое Павел пытается пояснить, подчеркивая “напряжение”, которое существует “между величием дара” и “малостью того, кто его получает”, то есть, человеческой природы, хрупкого сосуда из глины, в который Бог излил несказанную Тайну:

“И для всех нас, посвященных, монашествующих, священников, епископов, это название является общим: мы получили дар, и все мы являемся глиняными сосудами. Проблема заключается в том, как выдерживать это напряжение: все время теряется равновесие. В истории Церкви появляются мужчины и женщины, которые получают дар, знают, что являются сосудами из глины, но затем настолько воодушевляются, что забывают об этом. И тогда это напряжение теряет равновесие, благодаря которому мы удерживаемся”.

Павел искренен, называя себя глиняным сосудом по отношению к полученному дару. Но помним ли мы об этом, что и мы суть глиняные сосуды? – спросил Папа. “Искушение состоит в том, чтобы «загримировать» глиняный сосуд: раскрасить его, украсить”, и таким образом мы “начинаем обманывать самих себя и верить”, что являемся “некой высшей категорией”. Нечто похожее происходит с Иаковом и Иоанном в эпизоде, процитированным в сегодняшнем Евангелии, в котором мать этих двух апостолов просит, чтобы они воссели справа и слева от Иисуса в Его Царстве. “Они вошли в эту мирскую игру, забыв, что мы все из глины, желая получить определенный престиж, авторитет в группе двенадцати”, – пояснил Святейший Отец:

“Церковь страдала много и страдает всякий раз, как кто-то из призванных принять сокровище в сосуд, присваивает сокровище, и делает все, чтобы изменить природу глины, считая, что он лучше, что он больше не из глины. Мы остаемся глиняными до самого конца, от этого никто нас не спасает. Нас спасает Иисус, по Своему, но не с человеческой точки зрения престижа, показухи, влиятельных должностей. Из этого растет карьеризм в Церкви, который наносит столько вреда. Правители народов, говорит Иисус, управляют ими, подчиняют их себе, приказывают им. Среди вас не должно быть так: вы служители. Вы живете, чтобы служить. Глиняный сосуд и величие Иисуса”.

Понять, приукрашиваем ли мы свой сосуд, или нет, очень просто, – сказал Папа: достаточно вспомнить, как мы исповедуемся перед священником. “Есть много способов исповедаться. Ты исповедуешься, интеллектуализируя свои поступки? Ты исповедуешься, меняя исповедника, когда совершил что-то постыдное? Значит, ты уже забыл о том, что являешься глиняным сосудом”:

“Как же узнать, что мы продолжаем быть глиняными сосудами? Спроси себя, как ты исповедуешься, и узнаешь, остаешься ты глиняным, или уже начал расписывать свой сосуд, потому что кажешься себе другим. И как знать, что великий дар – это Иисус? Потому что я занимаюсь апостольством, потому что служу Ему? Да, все это, но не только. Поклоняешься ли ты, умеешь ли поклоняться Иисусу, или только просишь Его о чем-то? Да, ты Его благодаришь, восхваляешь, но получается ли у тебя поклоняться Иисусу? Молитва поклонения является пробным камнем для того, чтобы знать, что мы верим в то, что Иисус есть величайший дар”.

Источник: Русская редакция Радио Ватикана