У войны нет лица и национальности

Война…  Как часто мы слышим это слово? Наверное, на протяжении всей жизни! Человек постоянно сталкивается с этим понятием, независимо от своей  национальности, расы и вероисповедания. Ученые насчитывают почти 15 000 войн за историю человечества, но из всех известных войн  чаще всего выделяют одну – Вторую мировую,  самую кровопролитную и масштабную.

Что мы знаем о ней? Что мы слышали о ней? Что мы видели о ней? Много было сказано и много было показано, начиная с уроков истории в школе и заканчивая современным кинематографом, который очень любит экранизировать военные повести, рассказы или подлинные истории участников военных действий.

Unsere_02

Кинематограф, являясь огромным инструментом воздействия на мысли, души и взгляды зрителей, всегда пытался передать реальность тех далеких военных дней сороковых годов 20 века, когда почти весь мир превратился в арену боевых действий, для того, чтобы человечество осознало цену войны, а особенно цену последствий войны. Но российский зритель, а тем более советский зритель чаще всего видел фильмы, которые трактовали нам одну версию войны: советский человек – герой, а немец – предатель. В послевоенное время  такие фильмы были необходимы для людей, ведь почти в каждой семье был человек, который не вернулся с войны, а родственники  и выжившие воины должны были видеть то, за что они воевали и сражались.

В отличии от советского кинематографа российский во многом проигрывает теперь своей идеей не потому, что принципы устарели, а потому, что прошло уже более 70 лет с тех страшных дней, и появились поколения, для которых война – это просто историческое событие. Поэтому российский кинематограф зазывает зрителя красочностью и зрелищностью спецэффектов, в то время, когда идет переосмысление и переоценка всей истории, а особенно Второй мировой войны. Прежде всего, говорится не об отрицании победы советских войск, а о том, что было фашизмом, и как он повлиял на жизни человечества. Разумеется, в послевоенное время нельзя делать такие фильмы, но сейчас, когда войны продолжаются, стоит задуматься о том, что делал с людьми фашизм, тот самый, с которым боролся мир. Подобные фильмы в нашей стране не показывают, потому что у большинства людей фашизм ассоциируется лишь с врагами, которые убивали людей на войне. Но ведь фашизм – это, прежде всего, одна из форм правления диктаторского типа, со своей идеологией и воззрениями. И одни из немногих, кто осмелились показать фильм о том, каким был фашизм во времена Второй мировой войны для тех, кто верил в эту идеологию, стали немцы.  Кому как не им показывать то, что видели их отцы и их матери.

Unsere_04

Именно так и называется фильм, где война показана с другой стороны – «Наши матери, наши отцы» (нем. «Unsere Mütter, unsere Väter»). О нём и хочется немного рассказать.

Мини-сериал «Наши матери, наши отцы» был выпущен в марте 2013 года на немецких телеканалах ZDF и ORF. Это история о пяти друзьях, на молодость которых выпадает военное время. Сразу после выхода на экраны этого сериала департамент МИД России отправил послу ФРГ в Москве письмо, в котором выражал от большинства российских зрителей «неприемлемость попыток ставить на одну доску совершенные на территории СССР массовые зверства гитлеровских войск и имевшие место отдельные эксцессы со стороны советских военнослужащих».

На самом деле – это очень странное письмо, потому что фильм не о зверствах и эксцессах на войне, а о том, как фашизм и война меняют людей. «Война вытаскивает наружу все самое плохое, что есть в человеке» — эту фразу очень часто повторяет один из главных героев фильма — Фридхельм, который с братом Вильгельмом ушёл на войну, которая, по их мнению, должна была закончиться через пару месяцев. Но она превратилась в годы…

Unsere_03

Пять молодых людей: Фридхельм, Вильгельм, Грета, Шарлотта и Виктор – пять жизнерадостных друзей, которые верили (почти все) своему правительству и своей идеологии до тех минут, пока каждого лично не коснулась война. Ведь в этом ничего зазорного не было, люди верили в фашизм так же, как советские люди в советскую власть. У каждого была  своя вера в идеологию: у одних – потому что боялись, у других – потому что так надо было. Но когда война начинает касаться каждого из этих пяти друзей, то взгляды на правительство, на жизнь и ценности начинают кардинально меняться, остается неизменным только одно – любовь. Любовь к человеку- как для медсестры Шарлотты, любовь к жизни — как для офицера Вильгельма, любовь к Родине — как для рядового Фридхельма, любовь к любимому человеку — как для  певицы Греты, любовь к взаимной любви и свободе — как для еврея Виктора.

В фильме показано пять разных судеб, основанных на реальных событиях, поэтому обвинения во взглядах на «такую войну на экране» крайне неуместны, ведь война –  у каждого своя.

Помимо подлинности историй, фильм интересен своей динамичностью и ритмом; нельзя там найти очень классные спецэффекты, а можно увидеть быстрое развитие сюжетов и четко выстроенный сценарный план, по которому все герои постоянно находятся в «поле зрения» зрителя.    

Unsere_01

Поэтому  фильм «Наши матери, наши отцы» говорит о тех, для кого война стала переломным моментом в жизни, где раскаяние, порой выше нацистских предрассудков.
Минисериал  не говорит о том, что фашисты  — хорошие люди, он говорит о том, что и по одну сторону боя и по другую стоят люди .   И не важно, какой расы и какой национальности, важно, сколько в их душах хорошего, а сколько плохого. И если у войны нет лица, то у человека оно всегда есть, и война, какой бы она не была, всегда показывает истинное лицо каждой души, каждого человека и не имеет значения, какая у этой души национальность.

Екатерина Савельева

Екатерина Савельева
Прихожанка храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Культуролог, фотограф, режиссер. Автор статей о современной культуре. Победительница и лауреат конкурсов в области социальной рекламы и современного искусства.