Быть Муми-Троллем

Каждый из нас хочет построить вокруг себя идеальный мир, в котором события будут разворачиваться как в сказке и всегда иметь счастливый конец. Так и маленький мальчик из замечательного спектакля петербургского Театра Юного Зрителя им. Брянцева «Чудеса в Муми – доме» в постановке Екатерины Максимовой, оставив родителей, отправляется в страну воображения. У этого ребенка самое простое имя — Миша. И слушая указания и замечания, которые делают ему родители, мы сразу понимаем, что на самом деле он – Муми-Тролль. Знаменитый герой Туве Янсон, заговоривший по-русски и ставший близким, понятным множеству петербургских детей.

В этом спектакле каждый найдет что-то для себя, услышит слова, обращенные лично к нему. И дело не в том, что дети и родители плохо знают истории о Муми-Троллях и каждая реплика звучит для них как откровение. А именно потому, что большинство зрителей прекрасно знает и о том, как Муми- Тролль с друзьями ходил в Скалистые горы, и о Волшебной шляпе, и даже о любви Муми-Тролля к Фрёкен Снорк. Дети заранее могут предугадать повороты сюжета, но не их трактовку. Надо сказать, что спектакль ТЮЗа не получился чисто детским. Многие реплики, поведение персонажей были рассчитаны именно на взрослых зрителей.

Mumi_06

Начать стоит с самого начала. Главный герой сидит в темноте и слышит голоса родителей. Родители не видят его, но дают множество указаний. Каждый из нас переживал или переживает это состояние одиночества среди самых близких людей. Момент, когда внутренняя темнота становится внешней и в ней поселяются воображаемые персонажи, многие из которых вполне себе опасны и пугающи. Спасаясь от этого состояния, малыш обретает себя. Он становится Муми-Троллем. Вокруг него появляются добрые друзья. Целая компания, хорошо передающая отношения младших школьников. Они все время собираются на совет, стараясь один быть умнее другого и перетянуть инициативу на свою сторону. В их коллективе роль «аутсайдера» выполняет Снусмумрик, а роль принцессы – Фрёкен Снорк. Перед нами разворачивается история детских отношений, совместных проказ и приключений. Время от времени появляются родители, Муми-Папа и Муми-Мама. Они заглядывают из своего взрослого мира, чтобы покормить детей или рассказать историю. И снова отправляются во взрослый мир, не забыв при этом разрешить друзьям делать все, что заблагорассудиться.

В начале спектакля веселая компания собирается в поход. И Муми –Мама дает им гигантский рюкзак, похожий на воздушный шар. Его надевают на плечи Снусмумрика. Как и положено, в сказочном сне, вместо того, чтобы взлететь на этом шаре, Снусмумрик оказывается прикован к земле, неповоротлив и нетороплив.

Mumi_02

Этот образ возникает очень естественно. И дети ждут, что же будет с этим рюкзаком- шаром. Он словно вобрал в себя множество назидательных слов, сказанных в начале спектакля. И вот воображаемый мир дает альтернативу: Муми-Мама все разрешает и не дает советов, все ее наставления в дорогу связаны с необходимостью что-то съесть.

Дети, и взрослые легко погружаются в мир безопасной вседозволенности. Уже ни у кого не возникает мысли, почему дети, вопреки желанию родителей, вылавливают из воды Волшебную шляпу. Совсем недавно она принесла множество бед, превратив Муми- тролля в лопоухого чудика. Муми-Папа выбросил ее в реку. А дети …

Когда Волшебная шляпа изменила Муми-Тролля, никто не испугался. Муми-Тролль расстроился, что никто его не хочет с ним играть. Как и в книге чары Шляпы рассеивает Муми-Мама, узнавшая своего малыша, но и она не пугается, как это свойственно большинству мам в подобных ситуациях.

Mumi_03

В этой сцене, пожалуй, ярче всего видна основная мысль спектакля – умение преодолевать страх. В мире, полном любящих друг друга людей, страху просто не прижиться. Даже когда появляется привидение, доброта и любовь преображают его.

Но вернемся к Волшебной шляпе. Дети отлавливают ее из реки, потому что превращение Муравьиного льва в милого безобидного ежика оказывается для них куда большим чудом, чем огромные уши Муми- Тролля. Злобный лев становится всего лишь ежиком, которого даже погладить можно. Разве это не чудо?  

Самое страшное место спектакля — появление чудовища по имени Морра. Оно охотится за смешными существами Вислой и Тослой, прячущимися в большом чемодане. Там у них хранится нечто, что они украли у Морры. Нечто, самое дорогое на свете. Здесь стоит вспомнить, что в книге Туве Янсон Морра настолько одинока, что замораживает все вокруг себя. Она тоскует и не может согреться. В спектакле же с ней легко удается договориться, отдав в обмен на «самое дорогое» Волшебную шляпу.

И что же оказывается в чемодане Вислы и Тослы? Дом. Маленький уютный дом. Он становится ответом на загадку одиночества тоскующей Морры. У всех, кроме нее, есть дом. Тепло и уют этого дома преодолевают не только страх, но и одиночество.

В самом конце спектакля Муми-Тролль снова становится мальчиком. Теперь он напуган, потому что голоса родителей смолкли. В доме тишина. Теперь он снова чувствует себя одиноким. И это одиночество вполне себе реальное. Он хочет, чтобы мама и папа вернулись к нему.

Mumi_04

Папа и мама этого малыша самые обычные, такие же, как множество родителей, сидящих в зале. Только на одежде у них красуется маленький муми-троллий хвостик. Как напоминание, что внутри каждого из нас живет Муми-Тролль. Веселый добрый ребенок, умеющий преодолевать страхи, дружить, шалить и делиться своим теплом и радостью со всем миром.

Анна Гольдина

Фотографии с сайта KudaGo.com

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.