Мир, труд, май. Труженики и лентяи в Библии

«В поте лица будешь есть хлеб твой!» — в сердцах сказал Господь Адаму, который стыдливо прикрывался фиговым листком и сокрушался о содеянном. С тех самых пор род человеческий вынужден заводить будильник на 7 утра, ждать отпуска и подсчитывать совпадение выходных и праздничных дней. Память Иосифа – трудника по иронии судьбы совпадает как раз с первыми майскими выходными. А если сегодня не нужно идти на работу, почему бы не порассуждать о пользе труда? О самом Иосифе написано уже немало, поэтому мы решили вспомнить других персонажей Священного Писания, которым пришлось в своей жизни немало потрудиться.

noah
Если завтра потоп
Первый герой Библии, которому на глазах читателей приходится взяться за топор и долото – это Ной. Едва ли в детстве Ной посещал кружок судомоделирования. Строительство ковчегов не было его призванием: за труд он принимается не по собственной воле, а по Божественному наказу, осваивая ремесло по ходу дела и попутно подвергаясь всевозможным насмешкам соплеменников. Мы хорошо знаем, что Ноев ковчег – символ спасения и символ Церкви, но и сама история сооружения этого плавсредства имеет не менее профетический характер. Ной соглашается с волей Творца, подчиняя себя Ему ради спасения живых тварей, проявляет смирение и успешно завершает миссию, становясь прообразом спасительного делания Христа. Труд-страдание, проистекающее из добровольного подчинения воле Божией, обретает новый спасительный смысл.
Словом, Ной не ныл и ты не ной.

babilon

Все выше, и выше, и выше
История строительства Вавилонской башни – амбициозный коллективный проект с применением высоких технологий. Подумать только! Кирпичи, а не камни! И еще эксклюзивная земляная смола! А какая отличная команда – понимают друг друга с полуслова. Построить невиданное! Чтобы потомки ломали головы: какие же инопланетные цивилизации здесь наследили. Головокружительных высот стремятся достичь строители, но цель их так же недостижима, как недостижимо небо. Легенда подсказывает: ставь перед собой реальные цели, такие, из-за которых Богу не придется сходить с облаков и в авральном порядке приостанавливать твою деятельность.

joseph

Губительные последствия коррупции
Красивый и одаренный – а временами довольно противный и конфликтный – таков Иосиф в начале своего жизненого пути. О нет, этого Иосифа сложно назвать тружеником. Даже попадая в Египет, он делает карьеру царедворца отнюдь не упорным кропотливым трудом, а пользуется своим талантом нравиться людям и толковать сны. Нажитые богатства он щедро распределяет среди братьев, искавших убежища в более сытых египетских землях. Это поступок, традиционно заслуживающий похвалы от толкователей Писания, хотя сегодня мы бы усмотрели в нем коррупцию в растрачивании средств, приобретенных на госслужбе, на нужды родственников). Хлеб, мир и возможность плодиться и размножаться не были в этой истории заработаны изнуряющим трудом, а были получены безвозмездно, то есть даром. Дар не пошел впрок. Потомки Иосифа стали рабами хлеба и сытости, а труд в Египте – тяжким бременем, поставившим народ на грань истребления.

Ruth

Закон о трех колосках
История Руфи сегодня актуальна как никогда. Это история женщины — трудовой мигрантки, маргиналки, волей судеб оказавшейся на самой периферии общества в крайне незащищенном положении. У нее нет кормильца, на руках пожилая свекровь, она бесправная иностранка. Каждый день на улице и в метро вы увидите множество таких женщин. Ее ежедневный труд – сбор колосков за жнецами Вооза — сложно назвать трудом в прямом смысле слова, она ничего не производит, просто побирается. Но ее это не унижает. Она знает, ради чего идет на это совершенно непрестижное занятие. История Руфи заканчивается, как мы знаем, свадьбой: они с Воозом жили если не долго, то счастливо, став прародителями Мессии. Библейская Золушка, в унизительном труде сохранив внутреннее достоинство и смекалку, обрела благодать в очах Бога.
Ну а свекровь иногда может подкинуть очень неплохие идеи для жизни.

andrew

С причала рыбачил апостол Андрей
Рыбалка – дело мужское. Поэтому Спаситель, призвав Своих первых учеников из числа рыболовов, не ошибся. Сыновья Зеведеевы – настоящие мужики, работящие. Ночь – Петр на рыбалку. Утро – на рыбалку. Теща больна – на рыбалку. Учителя распяли и погребли – на рыбалку. «Иду ловить рыбу» — обреченно говорит будущий епископ Рима, сбегая в работу от угрызений совести, утраты надежды и неуверенности. «Идем и мы с тобою», — подхватывают остальные ученики. Но работа не может по-настоящему утешить, если внутри — пустота. Только Иисус, поджаривающий ароматную рыбку на берегу, возвращает рыболовецкой артели вкус и смысл жизни в самых простых вещах.
Вывод: Благая весть найдет вас везде. Даже на рыбалке.

Мы вспомнили только малую часть библейских историй о тружениках и лентяях. За кадром осталась Ревекка, которая как ни в чем не бывало начерпала воды для целого каравана верблюдов, и недобросовестный работодатель Лаван, заставивший Иакова трудиться на себя больше условленного, и представительница древнейшей профессии Раав, укрывшая соглядатаев в Иерихоне, и лишившийся всего нажитого непосильным трудом Иов, и возвращавшийся с поля Симон Киринеянин, облегчивший крестную ношу Иисуса, и бизнес-вумен Тавифа из Иоппии, которую воскресил апостол Петр. Мозоли, травмы, пот. В современном мире труд приобретает иные формы, и сегодня мы все больше устаем не от физического труда, а от сидения за компьютером или передвижений по загазованному городу. Иисус понимает и эту усталость. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.