О двух видах времени

Время – одна из таких многомерных категорий, о которой можно размышлять очень много. Подобно дыханию, время пронизывает все наше существование, образуя его структуру и динамику, и оно подчас неотделимо от самой жизни.

В книге Экклезиаста время предстает как «линейная» последовательность различных периодов – рождения и смерти, здоровья и болезни, любви и ненависти, труда и отдыха. Эти периоды сменяют друг друга в определенном ритме, заданном Богом, и человек не в силах повлиять на них: «все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екк 3,11).

spend-time-with-family

Но есть на страницах Ветхого завета и другое понимание времени, которое готовит человеческое сознание к тому, что будет говорить и делать Иисус Христос. Это понимание времени как момента, в котором воедино соединяются прошлое, настоящее и будущее во имя осуществления высшей цели, некого мессианского смысла. В книге Бытия мы читаем: «Сарра зачала, и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог» (Быт 21, 2). Так в этом «особенном времени», которого Авраам и Сарра ждали всю свою долгую жизнь, происходит слияние пророчества и его осуществления, чуда и реальности, веры и жизни, Божьей воли и ее человеческого принятия. В этот момент время замирает и из «линейного» становится «вертикальным», восходящим от человека к Богу и нисходящим от Бога к человеку.

Из Евангелия мы знаем, как часто во время Своего служения Иисус повторяет, что время Его еще не пришло. Ученики недоумевают – разве чудеса, которые Он творит, не служат доказательством прихода «Его времени»? Иисус же знает, что Его подлинная миссия – привести каждую душу к спасению не только и не столько путем создания неких событий «линейного» порядка (проповедей, исцелений, призваний), но посредством принятия Своих страданий как воли Отца, единения с ними и живой, реальной победы над смертью. Другими словами, «Его время» – это смерть и воскресение, делающие возможным жизнь каждого верующего не только хронологической последовательностью событий, но и «вертикальным» движением, постоянным восхождением к Богу. Поэтому только в преддверии своих крестных страданий перед входом в Иерусалим Иисус говорит – «время Мое близко» (Мф 26, 18).

time_02

Ассоциируя «Свое время» с крестом, Иисус в то же время говорит, обращаясь к каждому из нас: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1, 15). И Он же предупреждает: «бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк 13, 33), имея в виду Свое второе пришествие. Есть еще одно важное высказывание Иисуса о нашем, человеческом времени: «Мое время еще не настало; а для вас всегда время» (Ин 7,6). Таким образом, время для людей исполнилось, оно всегда с нами, и в то же время, мы не знаем когда оно наступит. И здесь нет противоречия! Придя однажды и пострадав за нас, Господь остается всегда близким нам, но когда будет Его и наша окончательная встреча, которая положит конец «линейности» времени и начало вечности, — не дано знать человеку.

Поэтому вопрос времени для нас, христиан должен звучать примерно так – как правильно распоряжаться временем в своей повседневной жизни, чтобы его хватало не только на события «линейного» порядка, но и на моменты, в которые время приостанавливает свой бег, делаясь «вертикальным» и обращая человека к Богу? И тут возникает второй вопрос – каким образом вообще возможны такие моменты единения прошлого, настоящего и будущего, и кто является их инициатором – Бог или человек?

В случае с Авраамом и Саррой «вертикальное» время, их время было подарено Богом как Его великая благодать, но немаловажно то, что они, во-первых, приняли этот необычный подарок – младенца в старости своей, во-вторых, всю предшествующую жизнь старались верить в осуществление пророчества и жить праведно в общении с Богом. В наших жизнях тоже случаются великие события, когда мы в какой-то момент понимаем – вот оно, мое время, ради которого стоило жить и страдать! Это может быть рождение ребенка, встреча настоящей любви, осознание своего призвания, крещение, венчание, рукоположение, избежание смертельной опасности… Они происходят не каждый день и воспринимаются как дары от Бога. Но в обычные дни, месяцы и годы, когда, казалось бы, в жизни не происходит ничего судьбоносного и важного, мы тоже можем останавливать скоротечную линейность бытия и попадать в «особое измерение» времени – где нет прошлого, настоящего и будущего, но только Бог и я, конкретный человек.

Women Bow And Pray

Думаю, что каждое Святое Причастие и пусть не каждая, но хотя бы какая-то личная молитва может стать таковым «прорывом» в вертикальное измерение времени и сознания. Это зависит от отношения, идущего от нас. Если мы запланировали, например, вечером после работы посетить Мессу, как мы будем думать об этом в течение дня? Будем ли предвкушать встречу с Иисусом в Евхаристии, подготавливать к ней свою душу, волноваться, понимая, что вот-вот совсем скоро соединимся с Самим Богом?

Важно так же и наше отношение к нашему кресту, к нашим повседневным тяготам и испытаниям – ведь именно крест был для Иисуса воплощением «Его времени». А для нас? Принимаем ли мы с благодарностью жизненные проблемы и трудности? Ведь благодарность помогает обрести блаженное воспарение над линейной обыденностью и почувствовать совсем иной вкус жизни – жизни не земной, но вечной.

Есть, пожалуй, еще один способ прорыва от «линейности» к «вертикальности» – полное и счастливое погружение в дело (даже самое обычное), которым человек занят в данный момент, ощущение «здесь и сейчас» с призванием Святого Духа в помощь, без примеси уныния, лени, пустых сожалений или мечтаний. Просто? Да, но одновременно очень сложно. И в развитии способности отбрасывать ненужное, погружаясь в каждое мгновение и находя в нем вечность, наверное, и состоит путь к святости.

Вероника Бикбулатова

Вероника Бикбулатова
Прихожанка храма Воздвижения Святого Креста, г.Казань. Кандидат философских наук. Музыковед. Замужем. Мать троих детей.