Открытые лекции в Институте св. Фомы

В марте в московском Институте святого Фомы начнутся циклы открытых лекций по искусству, философии и психологии. Об этой инициативе мы побеседовали с о. Виктором Жуком SJ, деканом по работе со студентами и внеклассным инициативам.

zuk_

- Отче, почему был выбран формат открытых лекций?
- Мы уже во второй раз предлагаем такой формат открытых лекций в Институте, для того чтобы позволить всем желающим познакомиться с нашим учебным заведением, с его академическим уровнем и «стилем». В то же время, это, конечно же, возможность углубить знания в определенных сферах и темах, которые связаны с нашей миссией – способствовать развитию интеллектуальной традиции в духе диалога как внутри самого христианства, так и между христианством и современными гуманитарными науками, культурой. Мы стремимся показать, каким образом вера связана с различными измерениями человеческого существования и является его неотъемлемой частью.

- Почему были выбраны именно психология, философия и искусство?
- Три цикла открытых лекций соответствуют тем направлениям, на которых у нас можно учиться: «Вера и диалог», «Психология и духовность», «Искусство и духовность».

Мы попросили Г.Б. Гутнера – преподавателя, любимого студентами за умение сочетать глубину и ясность в изложении непростых философских тем – провести цикл лекций по истории философии ХХ века, с подзаголовком «Глубокое понимание нашего времени», именно для того, чтобы показать, каким образом происходило взаимное влияние философской мысли, событий в обществе, развития науки, а также богословия и учения Церкви, наследниками которых мы сегодня являемся. Несколько быстрых примеров: мы до сих пор пожинаем плоды рационализма Нового времени, который сводил человеческое взаимодействие с реальностью в сухие рамки строгого научного понимания, что на самом деле существенно обедняло восприятие действительности. В ХХ веке ответом такому видению стала с одной стороны феноменология – движение «назад к самим вещам», к восприятию, включающему спонтанную реакцию индивидуума как нечто «серьёзное», как часть научного подхода. Там берёт начало современный субъективизм и релятивизм, которые нынче требуют нового ответа. С другой стороны, разные течения экзистенциализма напомнили о ценности каждой отдельной личности в ответ на ужасы тоталитаризмов ХХ века. Осмысление всех последствий этих различных подходов должно вести к глубоким изменениям в понимании людских взаимоотношений в обществе.

zuk_02

В рамках психологии мы предлагаем лекции в трех сферах: литература и психоанализ; сказкотерапия; первая психологическая помощь себе и близким. Здравый подход к психологической науке существенно обогащает понимание духовности и её воплощения в жизни христианина. Без диалога с психологией духовность сегодня просто немыслима. Мы предоставляем возможность познакомиться с инноваторскими, и одновременно практическими разработками в сфере психотерапии, могущими обогатить жизнь веры.

Наконец, в области искусства и духовности, нашей уникальной программы, где мы знакомим слушателей с творческим выражением человеческого духа на Западе и Востоке, мы предложим два похода в музеи, а также лекцию в Институте, позволяя погрузиться в удивительный мир образов и символов, которые не просто отображают определенное видение, но способны изменить понимание восприимчивого зрителя своей особой внутренней силой.

- Означает ли это, что основной упор в развитии института будет делаться на формат открытых лекций?
- Нет, но мы регулярно проводим различные инициативы не только для наших студентов, но и для всех желающих: экскурсии, киноклуб, конференции, встречи с интересными собеседниками…

zuk_03

 - Сейчас идет Юбилейный год, планируете какие-то особые мероприятия или курсы с ним связанные? «Милосердие в психологии», «Милосердие в искусстве»?
- Пока что нет конкретных планов, связанных с темой милосердия; время еще есть. Отдельного курса не будет, но какие-то встречи и дискуссии наверняка организуем. Кроме того, так или иначе, тема милосердия затрагивается в наших инициативах: на днях прошла конференция на тему трансформации Церквей после Второго Ватиканского Собора (в сотрудничестве с Институтом Европы РАН), на которой иезуит Дж. Марани говорил об «антропологической революции» в послании папы Франциска благодаря обращению к таким категориям, как милосердие и даже нежность – на первый взгляд абсолютно «несерьёзным» аспектам…

- Кстати, а по-вашему, что такое милосердие в обучении? Не «грузить» студентов, всегда ставить положительные отметки? И вообще применим ли в этой области такой термин?
- Очень хороший вопрос – и одновременно напоминание преподавателям, что часто их стиль говорит больше, чем предлагаемое ими содержание… Милосердие в сфере образования, как мне кажется, — это, прежде всего, уважение к ученику или студенту, в том числе к его способностям самому или самой достичь истины, но также дать свидетельство о любви к той самой истине. Это отношение к учащимся как «странникам, которые зашли к нам в дом после того, как побывали в других местах, а потом двинутся дальше», по выражению Генри Нувена, и готовность способствовать их личному поиску всем тем, что в наших силах. Конечно, это требует «спуститься с кафедры», образно говоря, и стать рядом с подопечным, понять его уровень и как именно можно ему помочь – иногда, может быть, проявляя строгость как форму милосердия! Но все же не стоит забывать и о той нежности, к которой не боится призывать папа Франциск.

zuk_04

 - Если темы Ваших открытых лекций интересны, но живешь в другом городе, можно как-то приобщиться к Вашим инициативам?
- К сожалению, на данный момент не предусмотрены трансляции онлайн, хотя в перспективе мы рассматриваем возможность дистанционного обучения. Если кто-то заинтересован в темах лекций, пусть обратится к нам напрямую в Институт – мы постараемся помочь.

Беседовал Михаил Фатеев
Фотографии из архива о. Виктора Жука SJ

Михаил Фатеев
Прихожанин храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Режиссер, продюсер, журналист. Женат. Отец троих детей.