Третье искушение. Присмотримся внимательнее

«И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Лк 4,9-12).

1. Поняв, что Иисуса не интересует ни нажива, ни власть, дьявол предлагает Ему популярность, причем популярность особого сорта. Это – популярность чудотворца, духовного лидера, которым восхищаются толпы простых людей и боятся власть предержащие. Выйдя из пустыни, Господь и так получит эту «популярность», но нужна она Ему будет совсем для другой цели… Пройдет совсем немного времени, и Он как супер звезда по ковровой дорожке въедет в Иерусалим по дороге, устланной одеждами и пальмовыми ветвями. Только вопрос не в дешевой популярности, а в сердцах людей. Господь еще в пустыне расставляет все точки над «i». Он ищет сердца людей, их души, но не для Себя, а чтобы привести всех к Отцу.

Botticelli, detail 2

2. Дьявол приносит Иисуса в самое сердце еврейской веры, на крышу Иерусалимского храма. История Храма начинается в период Исхода, в момент, когда Израиль рождается заново, и Господь заключает с ним Завет. Еврейские мудрецы говорят о нескольких Храмах. Не исторических, а метафизических. Первый – это Храм Моисея. Пророк, как считается, утверждал, что в Скинию Завета может войти любой израильтянин. Для общения с Богом не нужны посредники, потому что, войдя в Святая святых, человек открывает свое сердце Богу и жаждет слышать Его и принадлежать Ему. Второй Храм – Храм Аарона, брата Моисея. Это Храм, куда человек приходит, чтобы покаяться в своих грехах, он ищет здесь исцеления. Поэтому для такого Храма очень нужны священники, которые могут его направить и укрепить. Третий Храм – Саула, царя, который практически не интересовался вопросами веры. Для него как раз главным было строительство земного государства и защита его граждан от внешних врагов. Четвертый Храм – Давида. Этот любимый евреями царь стремился построить религиозное государство. Он жаждал возрождения своего народа. И Господь позволил ему перенести Ковчег в Иерусалим, но Храм построит его сын. Почему? Мудрецы говорят о том, что именно Соломон осознал вселенскость Божьего Откровения, которое казалось обращенным лишь к евреям. Не зря же именно к нему приезжали цари из других стран, чтобы услышать от него нечто для них новое, проповедь монотеизма.

И вот Господь оказывается на крыше Храма, вместившего в себя все эти пять подходов. Только Саула заменил собой Ирод. И ответ Иисуса на это искушение включает в себя и Его «диагноз» этому Храму. Куда Он спрыгнет? В первый двор, где побольше народу, и тем самым выберет путь Саула? Или ближе к Святая Святых и тем самым выберет путь Моисея? Логика искушения не учитывает только отказ прыгать.

3. Если Ты Сын Божий… Дело не в том, что сатана признает Иисуса Сын Божиим, как это в последствии будут делать многочисленные бесы, которых Он изгонял. Здесь как раз ставится вопрос, хорошо понятный иудеям того времени, чувствуешь ли Ты Себя частью этого народа, сердце которого сокрыто в Иерусалимском Храме? Народа, которому кажется, что он живет, принадлежа Богу. Евреи того времени ощущали себя сынами Единого Бога. Только это было несколько иное сыновство, чем мы это сейчас представляем. Речь идет не о близком родстве, а о принадлежности к некоему сообществу, дому. Здесь главенствующую роль играет патриархальное понимание действительности. Каждый еврей того времени был не только привязан к своему роду, но и к колену, и ко всему народу в целом, и через эту связь выражалось его отношение к Богу. Иисус открывает совсем другое измерение этих взаимоотношений. Он возвращает народ во времена Исхода и Моисея. Он вновь напоминает о том, что Бог обращается к каждому, а не только к народу в целом. И весть Его идет еще дальше, Он говорит о том, что для каждого открыты совсем близкие отношения с Господом, как ребенка с отцом.

В очередной раз сатана затрагивает самую сердцевину Благой Вести, но не может дотянуться до нее. Пытается уловить, но она ускользает.

temptatio_02

4. Искушая Иисуса дьявол использовал слова 89 псалма: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс 89(90), 11-12). На самом деле этот короткий псалом говорит об уповании на Господа: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его» (Пс 89(90), 1-4).

На первый взгляд он использует вполне правильные слова, которые могли бы смутить любого пророка. Поэтому Иисус, как и в предыдущих искушениях, не вступает с ним в дискуссию. Своим ответом Он словно бы продолжает высказанную лукавым мысль, хотя и использует совсем другой отрывок из Писания. Ангелам Своим заповедал охранять, а ты не проси большего, чем имеешь. Получается, что это разговор о доверии и смирении, которые и являются чертами истинного Мессии, а не только о тщеславии, как это кажется на первый взгляд.

5. Ответ Иисуса снова возвращает нас во времена Исхода. Использованные Им слова из книги Второзакония: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор 6,16). Само название местности, упоминаемой в этой строке переводится как «искушение». Другое ее название Мерива, что значит «распря». Поскольку евреи отправились в путь в начале весны, то они предполагали, что везде смогут найти воду, оставшуюся после дождей. Масса в этом смысле их разочаровала, и они стали требовать воду у Моисея. В чем же тогда искушение, если требование их было вполне законно? Дело в том, что предъявляемая претензия звучала как обвинение. Они готовы были побить Моисея камнями за то, что он увел их из Египта, чтобы уморить голодом и жаждой. Евреи испытывали терпение Бога, отворачиваясь от свободы и от Его любви.

6. Это искушение дает нам и еще один уровень понимания. Со одной стороны, оно связано с первым искушением, потому что напоминает нам о временах странствия евреев по пустыне, когда им не хватало самого насущного. С другой стороны, отвечая сатане, Иисус говорит не только о том, что нельзя испытывать терпение Бога, но и напоминает об источнике, который забил из скалы. Тогда Моисей ударил по ней посохом. Теперь Господь Сам является источником воды живой. Давая такой ответ дьяволу, Он словно говорит об Израиле, который в своем стремлении к свободе от Рима, жаждет невиданных чудес, жаждет отмщения. И тем самым евреи искушают Бога, испытывают Его терпение, потому что ищут не того, что Божие, но того, что им более понятно. Так же как их далекие предки все мерили египетской меркой. В этом искушении Израилю вновь нужна вода, вода живая. «Тот, кто пьет эту воду живую, тот не будет жаждать вовек» (Ин 4, 14)

Satan Tried to Tempt Jesus James Tissot, 1895

7. В заключении стоит вспомнить, что Моисей высек воду из скалы своим посохом. Этот посох был не только символом пророка, но и рабочим инструментом пастухов. В этом напоминании прослеживается и еще одна интересная аллюзия. Иерусалимский Храм – место, куда евреи приходят, чтобы встретиться с Богом. Глядя на них с крыши, Иисус не мог не понимать, что перед ним стадо, потерявшее пастыря. В какой-то момент произошла подмена свободы, как жизни с Богом, свободой, как жаждой самоопределения. Если бы Иисус спрыгнул с крыши Храма, Он смог бы на время стать пастырем, который возглавил бы это стадо и повел его в сторону освободительной войны. Эта война стала бы очередной вооруженной стычкой в истории человечества. Так ведь и произошло в более поздней истории с восстанием Бар-Кохбы. Истинный Мессия, Пастырь Добрый, Своим ответом выбирает совсем другой путь. Его задача вернуть Израиль к Богу. И не только Израиль. Подобно Моисею, Он поведет Свой народ к новой Земле Обетованной, Земле, открытой для смиренных и чистых сердцем.

Такой знаток Священного Писания, как дьявол, не мог не прочитать все эти многочисленные смыслы. Как и множество других! Поэтому он и отошел от Иисуса до времени.

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.