Сказки и Синод

Польский портал DEON опубликовал интересный комментарий о Синоде епископов, написанный доктором богословия и журналисткой Эльжбетой Вятер.

Каждый из нас наверняка помнит типичное завершение сказок: «А потом они жили долго и счастливо». Когда я читаю сообщения с Синода, а также комментарии, касающиеся тех, кто оставил священство или монашество, то у меня складывается впечатление, что авторы этих замечаний слишком серьезно восприняли сказки, которые они читали в детстве.

Очень часто и очень много говорится о подготовке к браку или к обетам. Жалуются на ее краткость и неправильность. Указывают на необходимость реформы содержания и языка этой подготовки. Кардинал Версалди сравнил период обручения с катехуменатом.

Не скрою, все это справедливо. Во время подготовки к столь важному решению необходимо обращение, либо подтверждение обращения. Понимаю под этим выбор определенных ценностей, которыми мы сознательно следуем, руководствуемся ими добровольно и последовательно. Однако в таком изложении исчезает один факт, общеизвестный и всеми игнорируемый, жизнь — это не сказка. Венчание — это не магический момент, который решает все проблемы. Чтобы жить долго и счастливо, необходимо стараться, но и это не дает никакой гарантии эффективности.

Вместе с тем из 40 пунктов, которыми подытожили все предыдущие заседания, лишь три касаются т.н. постоянной формации. Я говорю о конкретных предложениях, касающихся постоянного развития духовной жизни супругов и форм душепастырской опеки над ними.

synodo_08

Большинство разводов происходит не из-за слабой подготовки перед венчанием, но из-за отсутствия дальнейшего развития союза. Внезапно оказывается, что счастье длится кратко и мало, потому что добрые взаимоотношения не выстраиваются сами по себе.

Гормоны успокаиваются, появляются неожиданные события и другие люди, которые кажутся интереснее нежели супруг. Жена меняется, изменяется муж, потому что человек по существу своему изменчив: развивается или деградирует.

Поэтому существенна, если не более важна, дальнейшая формация супругов, нежели их подготовка к браку. Здесь больше зависит от них самих, их желания находится рядом со Христом и друг другом.

Я знаю пары, которые до решения, задекларированного ими во время венчания, созрели лишь через несколько лет после совместной жизни (знаю это по их словам). Это произошло благодаря обращению, совместной молитве, мудрости ведущих их душепастырей. И еще, по-моему, ключевому элементу: общинам супругов и семей, живущим теми же самыми ценностями.

Среда, в которой такие ценности, как забота о друг друге (в том числе и в духовной сфере), передача веры детям, определенная культура поведения и отношение к другим, многодетность или постоянство союза признаются и сохраняются, будет способствовать жизни «долго и счастливо». И если даже дойдет до распада брака, в такой среде легче будет избежать создания другого союза, а таким образом исключения себя из сакраментальной жизни.

Время подготовки к таинствам можно сравнить с сорока годами, которые провели евреи в пустыне, а само венчание/рукоположение с переходом Иордана.

Когда избранный народ входил в Ханаан, его ждали годы борьбы за эту землю, хотя она и была ему обещана. Этот образ должны иметь перед очами те, кто создают семью: их ждут годы трудов и усилий.

Вопрос к Собору звучит так: что сделать, чтобы во время кризисов супруги выбирали Бога и хотели Ему служить? Надеюсь, что поиск ответа на этот вопрос будет воспринят серьезно.

Эльжбета Вятер
Источник Deon.pl
Фотографии: L’Osservatore Romano

***

Вся самая актуальная и официальная информация о Синоде по-русски на сайте Радио Ватикана
Дневник архиепископа Павла Пецци, участника Синода на странице архиепархии Божией Матери в Москве

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.