Андерсен. Свечи

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Свечи» мало известна широкому читателю. В ней речь идет о двух свечах, восковой и сальной. Одна попадает в богатый дом и освещает рождественский праздник девочки из состоятельной семьи. Вторая же оказывается на столе в доме простой служанки. Она освещает скудную трапезу, состоящую из картошки и рыбы, и слышит искреннюю молитву ребенка, ничего не имеющего, но за все благодарящего Бога. Сальная свеча, догорая, думает о двух увиденных ею девочках, богатой и бедной, и сама благодарит за отведенную ей судьбу.

Свечи – это древний символ света веры. Во времена Андерсена они стали еще и знаком разделения богатых и бедных. В состоятельных домах использовали восковые свечи. Они не коптили и не пахли. Их свет был значительно ярче. Беднота же продолжала довольствоваться сальными свечами, от которых было больше копоти, чем света. В истории датского сказочника свечи встречаются, как представители двух разных миров, мира кухни, т.е. мира прислуги, и мира гостиной —  мира богатых. Что же может объединить эти миры? Только дети. Они обитают и тут, и там. Среди взрослых они ведут себя тихо и чинно. Среди прислуги они становятся шаловливыми, и стирается грань между выходцами из низов и выходцами из аристократии. Сам Андерсен хорошо чувствовал это разделение. Его простецкое происхождение не раз играло с ним злую шутку. Многие друзья, с которыми он поддерживал связь долгие годы, так и не перешли с ним на «ты», потому что негоже пускать человека с фамилией, заканчивающейся на простонародное «сен», в круг аристократов. Любимая женщина отвергла его ухаживания, предпочтя человека своего круга. Таких примеров можно привести множество. И не удивительно, что Андерсен на стороне тех, в чьих домах светят сальные свечи.

Была еще одна черта, на которую Ганс Христиан не мог не обратить внимания. Богатые дети предпочитали праздники и дорогие игрушки, наряды и увеселения. Бедные дети, лишенные всего этого, оказывались более религиозны и смиренны. Андерсен столкнулся с этим еще в детстве, когда проходил подготовку к конфирмации. С детьми состоятельных горожан его родного Оденса пастор занимался отдельно. Они отбывали урок и радостно неслись домой. Нередко измученные тяжелым трудом дети из простых семей слушали внимательно и с интересом. Конечно, в каждом правиле попадаются и свои исключения. Гансу Христиану посчастливилось познакомится с девочкой из «богатой» группы, произведшей на него неизгладимое впечатление своей набожностью и преданностью Богу.

359955_1_noch_pered_rojdestvom

И тем не менее, описывая свечи, освещающие рождественский праздник, Ганс Христиан проводит четкую грань между богатыми и бедными. Глаза богатой девочки радостно сияют, когда она видит свое отражение в зеркале. Малышка приходит в восторг от своего нового платья. Глаза бедной девочки сияют при встрече с Богом.

Для современной католической традиции является нормальным восприятие Христа как бедняка, рожденного в нищей пещере. Нередко это подчеркивается. В этом кроется призыв к милосердию, к внимательному отношению к тем, кто нищ и страдает. Несколько иначе воспринималось Рождество в Дании XIX века. В первую очередь это был семейный праздник, закрытый для чужих проблем и невзгод. Ганс Христиан хорошо помнил, как соседские дети считали его богачом, потому что на каждое Рождество его отец мастерил ему в подарок игрушку. А они довольствовались картошкой на столе и совместно прочитанной молитвой. Пройдут годы, прежде чем Андерсен сам научится ценить истинный смысл Рождества. Этому будут предшествовать его многочисленные поездки по Европе, из которых он вернется на родину несколько другим человеком. В этих поездках окрепнет и возрастет и его вера. Из восторженного юноши Андерсен превратится в философа, ищущего присутствие Христа во множестве окружающих его мелочей.

Две свечи рассказывают ему свои истории, в которых, на первый взгляд, нет ничего необычного. Это две истории о гордости и благодарности. Восковая свеча, стоящая в серебряном подсвечнике, все преисполнена своей значимостью. Гордость переполняет ее. И вместе с ней она сгорает. А вот на долю сальной свечи перепадает множество приключений. Из богатого дома она приходит в дом бедняков. Ее дарят, чтобы служанка могла завершить ночью свою работу, что-то дошить или доштопать. Только свеча оказывается на праздничном столе. И вот тут-то и происходят в ней внутренние изменения. Сначала она испугана. Ей кажется, что истинная жизнь может быть только в серебряном подсвечнике. Свечка боится того, что с ней может сделать бедность и темнота. Этот страх близок и понятен Андерсену, который всю юность потратил на то, чтобы вырваться из нищеты и занять достойное место в обществе. Когда же свечку зажигают, она видит скромный стол и слышит слова ребенка: «Благодарю я, Боженька, Тебя за то, что снова накормил меня! Аминь». «Детишки улеглись спать, — продолжает сказочник, — мать перецеловала их, и они сейчас же заснули, сама же мать села за шитье и сидела далеко за полночь, чтобы заработать себе и детям на пропитание. А там, в богатых покоях, сияли свечи, гремела музыка. Звезды же блестели на небе одинаково ярко и приветливо и для богатых, и для бедных. «А ведь, в сущности, я провела славный вечер! — подумала сальная свечка. — Лучше ли было восковым свечам в серебряных подсвечниках? Вот бы узнать это, прежде чем сгорю!»

359999_moroz_i_solnce

Эта совсем короткая история возвращает нас в ночь Рождества, когда звезды светили для богатых и бедных одинаково. Только немногие смогли разглядеть в них свет грядущего Спасения. А потом лишь не многие смогли принять весть Иисуса. Тихая грусть, которая наполняет эту сказку, находит свое объяснение в дневниках Андерсена. Он нередко задавался вопросом о том, почему Царь Вселенной пришел в таком скромном месте и столь скромным образом. С другой стороны, он удивлялся, почему столь помпезны виденные им в разных уголках Европы храмы, если он построены для встречи с Тем, Кто не побоялся стать нищим и прийти в холодную пещеру. В записях сказочниках нет ответа на этот вопрос. Только сказки говорят нам о том, что он видел Бога в скромных жилищах, среди простых людей. И все его стремление к славе и достатку казалось ему яркой восковой свечой. Видимо, поэтому он рассказывал детям из состоятельных семей, пришедшим на кухню, чтобы послушать его, все эти многочисленные истории, в которых страдание становится путем к спасению. В которых страх преодолевается доверием. В которых мир наполняется светом, источник которого за пределами этого мира.

 Анна Гольдина

Иллюстрации: Алла Рассолова

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.