Семья нуждается в диалоге

Семья находится не только в центре обсуждений епископов, собравшихся в Ватикане на Синод. Вопросы воспитания детей, взаимоотношений супругов, передачи веры от поколения к поколению – интересны и важны для всех. Мы побеседовали об этом с семейной парой Станиславом Карпенком и Татьяной Захаровой, лидерами движения «Супружеские встречи» в Санкт-Петербурге .

- В чем нуждаются католические семьи?

- Любая семья, как католическая, так и православная нуждается, прежде всего, в диалоге. И харизма наших «Супружеских встреч» – это диалог. Диалог с самим собой: кто я? Чего я хочу? В чём нуждаюсь? Куда стремлюсь? Диалог, конечно же, со своим супругом, потому что невозможно действительно искренне любить человека, если мы его не понимаем, не знаем о его чувствах и потребностях. С другой стороны, человеку тяжело поверить, что его любят, когда не слушают, не считаются с мнением, навешивают ярлыки, не могут простить. Многие супруги годами живут как соседи в коммунальной квартире: не чувствуют, не слышат, не делятся друг с другом своими чувствами. И самый важный диалог, конечно, с Богом. Наше движение направлено на то, чтобы было понимание и мир в семье, но так же было и понимание Бога, диалог с Ним. На «Супружеских встречах» мы говорим, что диалог может быть применим ко всем сферам нашей жизни: диалог с Богом, с детьми, с нашими близкими людьми, с родными, которые нас окружают, с людьми, с которыми мы общаемся на протяжении дня.

karp_04

- Можно ли научиться диалогу?

- Конечно, и мы даем инструмент, как научиться этому диалогу.

- В двух словах: как?

- Есть четыре не сложные правила диалога:
слушать прежде, чем говорить;
 делиться, а не спорить;
понимать, а не оценивать;
и, прежде всего, прощать.
Это – не мастер-класс и не психологический тренинг. Это встреча двух людей. Мы даем инструмент, с помощью которого можно качественно общаться, уважать друг друга, понимать своих детей, родных и близких, задуматься над тем, Кем является для нас, для нашей семьи Бог, чего Он хочет от нас, что мы может Ему дать.

- В вашей семье диалог наладился сразу или тоже пришлось учиться?

- Нам тоже пришлось учиться, потому что диалог – это путь. Мы всегда говорим участникам «Супружеских встреч», что у нас нет заветных слов, мы не дадим вам волшебную палочку, потому что отношения между людьми это – труд. И каждая пара сама выбирает, что они вынесут из наших встреч, будут ли применять в своей совместной жизни правила диалога, пойдут путём понимания и любви или оставят всё как есть. Потому что это большая работа над самим собой, это непросто. И мы не идеальны. На «Супружеских встречах» мы не говорим, что мы какие-то учителя или люди, которые всё знают и живут без проблем и конфликтов. Но мы говорим, что все трудности совместной жизни можно преодолеть. И когда возникают какие-то непонимания – а это нормально, потому что мы все разные, мы думаем и чувствуем по-разному, мы можем услышать друг друга, и мы знаем, как это сделать. Это очень важно: выслушать другого человека, поделиться тем, что чувствуешь, не оценивать, не навешивать ярлыков, не сказать «вот ты такой-сякой», но попытаться понять. И, конечно, научиться прощать. Это тяжело. Мы учимся этому всю жизнь.

karp_06

- В Петербурге существуют католические и православные «Супружеские встречи». Вы сотрудничаете?

- Юридически они разведены и действуют параллельно, потому что у православных «Супружеских встреч» существует свой устав и, естественно, они существуют в рамках и по канонам Православной Церкви. У них есть соответствующее благословение от церковных властей на проведение такой деятельности. При этом мы активно сотрудничаем. Проводятся совместные встречи, где совершается две литургии, и православная, и католическая, и это не мешает нашему диалогу. Наше тесное сотрудничество в рамках работы с семьями – это хороший пример подлинного диалога между нашими Церквями. Это путь примирения, понимания. События почти тысячелетней давности раскололи христиан, поделили на западную и восточную Церкви. Мы стараемся идти навстречу, помня, что говорил нам Иисус: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Правила диалога и здесь нас выручают: мы не спорим, не оцениваем, а прежде всего делимся и понимаем друг друга.

- Татьяна, вы — католичка ведете программы на православном канале «Спас». Это ведь тоже хороший пример сотрудничества.

- Это сотрудничество уже немного в другой области. В «Школе для родителей и воспитателей» мы говорим о детях. И здесь тоже на первый план выходит диалог, понимание. Для того, чтобы понять ребенка, как и любого другого человека, нужно понять его чувства. Они есть у каждого человека. Чувства возникают спонтанно, мы не можем без них жить. Чувства не могут быть плохими или хорошими, и мы не можем чувства оценивать. «Школа для родителей» учит называть и принимать чувства ребенка, что в свою очередь помогает справляться со сложными эмоциями, такими, как злость, гнев, ненависть, зависть. Называть и принимать чувства ребенка важно для того, чтобы построить доверие и понимание, создать поле, в котором ребенок может самостоятельно искать и находить решение своих проблем. Во время занятий мы говорим, как правильно хвалить ребенка, как разрешать конфликты. Язык, которому мы учим в Школе, помогает ребенку понять, что он живет среди людей, у которых также есть свои потребности и чувства, которые также достойны уважения. Школа учит также давать и принимать. Без этого нет диалога.

karp_05

- Чего вы ждете от Синода, что бы вы хотели, услышать в этих обсуждениях, какую тематику там важно затронуть, по вашему мнению?

- Несколько лет назад мы были в Риме, в составе международной делегации встречались с Председателем Папского совета по делам семей, и мы видели заинтересованность в нашем движении. «Супружеские встречи» признанны официальным движением в Католической Церкви. И нам, конечно же, хотелось, чтобы этому направлению уделялось больше внимание в приходах. Чтобы семинаристы понимали, как можно эффективно помогать семьям. И если бы они знали, что есть такой инструмент, есть такое движение, есть люди, которые готовы этим заниматься, то в значительной степени могли бы помочь своим прихожанам. Нам бы хотелось, чтобы священники более активно принимали участие в наших программах, чтобы Церковь распространяла и поддерживала начинания мирян.

- В Риме сейчас много обсуждают вопросы душепастырства разведенных…

- В рамках «Супружеских встреч» есть специальное направление, которое занимается супругами, которые живут в неосвященных или повторных браках. У нас в России эта программа, может быть, не такая актуальная, и этой темой так открыто не занимаются, но здесь тоже можно много сделать.

karp_03

– Почему «Супружеские встречи» не пользуются в России такой популярностью, как хотелось бы?

– Может быть, хроническая занятость, или духовная лень. Проще сходить в кино или верить, что всё волшебным образом изменится. Здесь нужно работать над своими отношениями: с супругом, с близкими, с детьми. Может быть, многие не осознают насколько это важно, или своим умом пытаются дойти, или основываются на своем личном опыте, который не всегда бывает положительным, или где-то что-то прочитают… Священники не знают про наше движение, не могут подсказать, как правильно решить трудные вопросы, которые в семейной жизни могут возникать регулярно.

Огромный интерес к движению был в начале нового века, когда Церковь стала расширять, в период становления, открытия новых храмов. Тогда много людей искало ответы на самые разные вопросы, и мы с помощью польских друзей – лидеров мирового движения «Супружеские встречи» – впервые собрались в Санкт-Петербурге. Нам хотелось, чтобы Бог был в нашей жизни, в наших каждодневных отношениях.

Сейчас большой спад, есть большая успокоенность. Многие рассуждают: «Я – верующий, хожу в храм по воскресеньям и праздникам, чего же больше от меня надо?». Мне кажется, что не хватает понимания того, что мы можем Богу дать, и получить, потому что наше движение – это движение служения Богу. Мы ничего не получаем за нашу работу и просто отдаем, свидетельствуем о нашей жизни. Мы получаем огромную радость от светлых лиц, от свидетельств, которые мы слышим по окончании встреч. Мы видим семьи, в которых эти встречи вдохнули новую жизнь.

Беседовал Михаил Фатеев

Михаил Фатеев
Прихожанин храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Режиссер, продюсер, журналист. Женат. Отец троих детей.