Кино – школьникам и родителям

Вот и наступил сентябрь – месяц, когда школьники вновь садятся за парты и продолжают учиться, готовясь к взрослой жизни. А родители тем временем «ломают головы», как правильно сформировать режим дня для своего любимого чада, чтобы и на учёбу времени хватало и на отдых. Что касается первого, то с этим помогают школа и различные секции и кружки, а вот над вторым стоит подумать.

Современные учащиеся, начиная с младшей школы и заканчивая старшей, привыкли проводить свой досуг с гаджетами, ведь без них мы ныне — никуда! И очень часто родители стараются, чтобы время, пусть и проведенное с умной техникой, было полезным  для ребенка и как-то духовно развивало подрастающий организм. А в этом деле на помощь всегда приходит  кинематограф. Понятное дело, что кинематограф существует уже более 100 лет, и не одно поколение воспитано на нём. Но как выбрать для ребенка правильные фильмы, когда на рынке сейчас так много кинокартин, не всегда отличающихся эстетикой и поучительным посылом?!

filmy_01

В этом вопросе попробовали помочь  работники Министерства культуры РФ, которые 2 года назад представили список «100 фильмов для школьников», включив в него большое количество шедевров советского периода, если не сказать, что практически весь этот список состоит из классики Советского кинематографа. Когда поступили вопросы, почему же в этот список не входят фильмы постсовесткого периода, то Министерство легко «ушло» от ответа, сославшись на этот список как на подборку более значимых работ в кинематографе не только отечественном, но и мировом. Да, с этим можно согласиться, но нельзя не сказать про определенные проблемы, которые затрагивает этот список.

Во-первых, очень разнится  возрастная аудитория школьников, так как первый класс школы не сможет смотреть фильмы, которые рекомендуются смотреть старшеклассникам и наоборот, что ставит родителей в тупик перед выбором, ведь список  адресован всем школьникам. Конечно, сейчас на  кинопродукции в нашей стране принято ставить возраст, рекомендуемый к просмотру, но ведь эта практика существовала ещё с 1968 года во всём мире. Создавалась определенная комиссия, которая отсматривала весь материал по фильму и присуждала рейтинг кинокартине, и только тогда она выходила в прокат. А в нашей стране решили играть «по-своему» и со своей комиссией, которая состоит из работников Министерства культуры, различных творческих профессий и даже представителей исполнительной власти. Казалось бы, что это даже очень неплохо, что есть законы, которые призваны следить за этикой и эстетикой подрастающего поколения, но за всем нужен контроль, который в нынешней политической системе чаще всего отсутствует. Поэтому и имели место быть не так давно нашумевшие разбирательства с «Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Жил-был пес» и др. Поэтому и получается: вроде закон есть, а вот контроля нет.

filmy_02

Вторую ярко выраженную проблему данный список выявил в виде неготовности российского кинематографа к юной аудитории. Сейчас речь идёт не о мультфильмах, а именно о фильмах для младшего и среднего школьного возраста, так как старшеклассникам в списке «100 фильмов для школьников» предложено много киношедевров, созданных по литературным произведениям, включенным в школьную программу. А что же смотреть тогда младшему и среднему школьному возрасту? Ответ  кроется в государственных заказах.

Все дело в том, что весь советский кинематограф строился на государственных заказах, которые постоянно реализовывались производством фильмов для детей и подростков, причем для  их создания привлекали режиссеров с мировыми именами, что являлось залогом качественного кино. Эти фильмы демонстрировались в специальных детских кинотеатрах, часть которых существует и в наше время. Но с увеличением числа обычных кинотеатров детские киноцентры потеряли свою актуальность. Советские фильмы производились не для окупаемости бюджета, а для морально-эстетического воспитания поколения, чего нельзя сказать о российских фильмах для детей.   

filmy_03

В результате мы и видим, что сегодняшнее Министерство культуры рекомендует фильмы советской эпохи, которые создавались не для сбора средств с населения, а для духовно-культурного просвещения. Государство сейчас само загнало кинокомпании в такие рамки, где  количество стало важнее качества. А ведь детям нужно давать лучшее! Поэтому, несмотря на список, рекомендуемый Министерством культуры, мы бы хотели вспомнить ещё немного прекрасных фильмов для детей и подростков, которые вне зависимости от года производства всегда будут понятны детям любого школьного возраста.

Это «Сказка о потерянном времени» (1964 г.) – фильм, который очень необходим для  просмотра современному ребенку, ведь главная идея – ценность времени, которого не вернешь. «Дети капитана Гранта» (1936 г.) – фильм, поставленный по классическому произведению Ж. Верна,  прекрасен не только содержанием, но и музыкой Исаака Дунаевского. Именно этот фильм подарил Гимн Санкт-Петербургскому празднику выпускников «Алые паруса».  «Большое космическое путешествие» (1975 г.) – фильм, который учит настоящей дружбе со сверстниками, непохожими на тебя.  

film_04

Но все же с надеждой на лучшее хочется вспомнить и добавить уже российский фильм «Президент и его внучка» (1999 г.) Пожалуй, это один из немногих фильмов, созданных в постсоветский период, который учит состраданию, пониманию и уважению к другому человеку, несмотря на его социальный статус.   

И в любом случае, какой бы список фильмов нам не предлагало государство, соседи и друзья, выбор остается за родителями школьников, которые сами формируют эстетические вкусы своих детей. Успехов в новом учебном году! Смотрите кино – любите искусство!

Екатерина Савельева

Екатерина Савельева
Прихожанка храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Культуролог, фотограф, режиссер. Автор статей о современной культуре. Победительница и лауреат конкурсов в области социальной рекламы и современного искусства.