Рождество по-рыцарски

По традиции, Рождество считается семейным и даже детским праздником. Во всех странах мира детей торжественно ставят на табуретки, заставляют читать стихи, петь колядки и ставить рождественские спектакли. Мамы, бабушки и сестры умиляются, смахивают слезинку и тянутся к пакетам с подарками. Настоящим брутальным мужчинам остается снисходительно смотреть со стороны.

Эпоха Средневековья была куда более внимательна к представителям сильной половины человечества, находя для мужчин – как юных, так и взрослых — рождественские развлечения, увлекательные и одновременно назидательные. Одним из таких развлечений было чтение вслух (а скорее – чтение с элементами импровизации) рыцарских романов и героических песен. Чтобы понять, насколько важным было подобное чтение, можно вспомнить, что Игнатий Лойола, великий рыцарь христианского мира, был воспитан именно на рыцарских преданиях.

Рассказы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола многие столетия оставались бесспорным хитом средневековой литературы. Одна из легенд артуровского цикла – «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» связана непосредственно с Рождеством, а поэма, написанная в XV в. по этому сюжету, исполнялась в Англии как рождественская песнь.

Gawain_02

Сюжет поэмы таков. Король Артур и его рыцари празднуют Рождество в замке Камелот. Рядом с ним не только боевые товарищи, но и королева Гвинивра и  епископ Болдуин, сидящий «на первом месте».

На пятнадцать дней затянулся пир:
И стол, и утехи — всего достало на славу.
Было любо слышать увеселений гул,
Толкотня и шум — днём, ночью же — танцы.

 Двор короля Артура, как известно – двор совершенных рыцарей. Впервые в поэме появляется мотив «совершенства», и далеко не в позитивном аспекте. Если человек считает себя совершенным, он не чувствует потребности в христианском Рождестве, которое приводит в мир Искупителя грехов.

Внезапно двери отворяются и в пиршественный зал входит незнакомец: он высок, красив, статен, роскошно одет в традиционные для Рождества цвета – зеленый, золотой и красный (в английской традиции пастухи принесли младенцу Иисусу красно-зеленый остролист и золотое зерно). Самое странное, что незнакомец имеет еще и необычный зеленоватый цвет лица, поэтому все присутствовавшие справедливо заподозрили в нем «близкого к стране эльфов». Зеленый Рыцарь олицетворяет дух Рождества. В одной руке он держит ветвь остролиста – знак вечной жизни и мира, но в другой – здоровенную секиру, знак суда, казни и смерти. Зеленый рыцарь вопрошает собравшихся о том, кто бы хотел затеять с ним «игру»  и проверить свои рыцарские качества. Условия «игры» просты — нанести удар противнику с условием, что через год Зеленый рыцарь сам нанесет ему точно такой же. Сэр Гавейн, смелый и самонадеянный, принимает вызов: с одного удара ему удается обезглавить противника. Но вместо того, чтобы истечь кровью, таинственный рыцарь подхватывает собственную голову, вскакивает на коня и со смехом уносится в темную ночь. Через год соперники должны встретиться вновь в поединке у Зеленой часовни.

А пока двор Артура рукоплещет сэру Гавейну.  Он и прежде был уверен в собственном превосходстве, но с момента схватки с Зеленым рыцарем общество и собственное эго подсказывают Гавейну мысль о своем «совершенстве». За год эта самоуверенность еще более увеличивается.

 Gawain_03

Год спустя, снова под Рождество, рыцарь Бертийяк (в других вариантах – Берилак или Бертилак) принимает сэра Гавейна в своем замке с почестями, а жена хозяина каждое утро приходит в спальню рыцаря с признаниями в любви. В какой-то момент не только  слушателю, но и самому Гавейну становится ясно: это искушение, испытание.

И здесь сэра Гавейна одолевают мысли, хорошо знакомые  благочестивым христианам всех времен. «Я смогу выдержать любое испытание. Ведь я такой хороший и сильный. Сейчас я проявлю такое смирение и благородство, что мир содрогнется». Он действительно  куртуазно отказывает прекрасной хозяйке целых два раза, и… конечно же, дает слабину в третий. Гавейн получает неприятный урок, так как леди разочаровна: «разве это сэр Гавейн? Говорят, что сэр Гавейн совершенен, а ты  — нет».

Наш искатель приключений оказывается в положении падшего Адама, не устоявшего перед искушением. Точно так же, как и Адам, он предпочитает не сознаваться  Бертийяку и пытается скрыть вину (полученный от хозяйки замка волшебный шнурок). Очевидно аналогия еще с одним искушением – троекратным искушением Христа в пустыне. И сам Гавейн, который только что мнил себя «совершенным», и слушатели рассказа должны понять: никто не совершен, кроме Сына Божия, и каждый уязвим перед соблазнами мира сего. Надо сказать, что в артуровской мифологии сэр Гавейн имел репутацию одного из самых благочестивых рыцарей: по легенде, на его щите было изображение Девы Марии, а сам он не упускал возможности исповедаться или послушать Мессу. Но – самонадеянность побеждает даже лучших.

Кара за грех, как и в истории Адама – смерть. На следующее утро возле Зеленой часовни сэр Гавейн встречается с противником – Зеленым Рыцарем, в котором с ужасом узнает вчерашнего хозяина замка. Волшебный шнурок оказывается никчемной веревкой. Великан с секирой мистическим образом узнает о прегрешении своего гостя и готовится нанести смертоносный удар. Что может сделать в такой ситуации подлинный рыцарь? Конечно, принять смерть с открытым забралом, не дрогнув и не пошатнушись. Но в тот момент, когда секира великана со свистом начала рассекать воздух, сэр Гавейн…. на секунду, на миллиметр – отшатнулся. Он все еще жив, только шея слегка поцарапана.

Gawain_04

А Зеленый рыцарь внезапно утрачивает свою свирепость: более того, он, кажется, изначально не собирался убивать противника. Сэр Гавейн удручен и расстроен своей слабостью, однако зеленый великан настаивает на продолжении «игры». Два последних удара Зеленого рыцаря приходятся мимо, а Гавейн выдерживает их, не шелохнувшись.  Он отличный рыцарь, настоящий мужчина – но у него, в данной истории воплощенного Адама – есть все мужские слабости и чисто человеческие несовершенства.

Финальная сцена поэмы – Зеленый рыцарь отправляет сэра Гавейна домой, в Камелот. Он должен сообщить двору Артура о своем провале. Унижение? Определенно. Но свидетельство слабости того, кого считали «совершенным», должно стать спасительным для всего королевского окружения, погрязшего в гордыне и прежде не нуждавшегося ни в чем, кроме бесконечных самовосхвалений. Весть сэра Гавейна о поражении – благая весть о том, что Рождество Христово нужно всем без исключения, так как все без исключения поражены первородным грехом. Слабость не делает человека дурным; но осознание этой слабости позволяет свершиться Божьему милосердию.

Клирик, написавший поэму «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» справился со своей задачей прекрасно. Пиры, оружия, приключения, женщины, волшебство – что еще нужно для удачной истории? Остается надеяться, что мужчины, юноши и мальчишки, внимавшие ему у рождественского камина, хорошо усвоили и глубокий богословский смысл легенды.

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.