Синод. Взгляд из России. Точки (не)соприкосновения

На проходящей в Риме Генеральной ассамблее Синода епископов говорилось и продолжает говориться о многих вызовах, стоящих перед современной семьей. Еще в преддверии открытия Синода на общей аудиенции 30 сентября папа Франциск обозначил две глобальные проблемы, мешающие нормальному существованию семьи сегодня – «раздробленности и массовости» общества, этих «двух крайностей», которые поддерживают «экономическую модель потребительства». Действительно, на сцене, где разыгрывается драма последних десятилетий, мы видим человека безмерно одинокого, разобщенного с другими даже в семье, лишенного представлений об истинной любви и не мыслящего своей жизни без огромного количества масок, стереотипов, фетишей. Отмеченные понтификом тенденции в различной степени и в самых различных формах присутствуют сегодня в социальных контекстах различных стран.

synodo_14

По данным Росстата, в России первой половине 2015 года на 1000 браков пришлось 734 расторжения семей. Демографический ежегодник ООН ставит нашу страну на первое (!) место в мире по количеству разводов. Почему же статистика столь печальна? Каковы особенности российской семьи нашего времени? И каким образом размышления и постановления Отцов Синода могут помочь в укреплении отношений не только в католических семьях, но и в российских семьях в целом? Конечно, тема эта весьма широка. Попробуем затронуть хотя бы некоторые ее аспекты и немного порассуждать о них.

Применительно к российским реалиям одной из наиболее сложных проблем является отсутствие культуры общения в семье – а именно, неумение уступать, договариваться, просить прощения и прощать. «Не сошлись характерами», «нет взаимопонимания и совместимости», «разочаровались друг в друге» – так объясняет свое желание развестись огромный процент супружеских пар, значительно уступая по количеству тем семьям, которые распадаются по более серьезным и объективным причинам – таким как алкоголизм, измена, домашнее насилие.

В отношении этой проблемы целительной может стать мысль, прозвучавшая в Дневнике Синода владыки Павла Пецци (от 7 октября): «Человек является образом Бога, потому что в своем общинном призвании он раскрывает общинную структуру самого Бога». Значит, если супруги осознают свою причастность к «структуре самого Бога», а внутреннюю коммуникативность семьи соотносят с коммуникативностью Троицы, то и все проблемы отношений должны решаться, исходя из этой поразительно великой и дарящей надежду истины!

synodo_04

Очень часто в сознании людей возникает иллюзия того, что Бог далек и недоступен и, как следствие, рождается отчаяние или бунт, способные разрушить всякие отношения. Но идея живого присутствия в структуре семьи Божественной Троицы может стать поворотным пунктом в череде конфликтов и привести к открытию: источник обновления любви находится внутри семьи! Этот живительный источник, по словам Павла Пецци, есть «след, отпечаток Творца», Который «заложил в человека структуру общения, подобную общению между собой лиц Пресвятой Троицы». Если же это так, и росток спасительного мира находится не во внешних ресурсах, а внутри каждой семьи, если он изначально вписан в нее Богом по Его великой щедрости, то что мешает нам черпать из этого источника постоянно? Что мешает нам видеть в своих семейных отношениях «след» и «отпечаток» отношений Пресвятой Троицы? Пресловутая российская лень? Маловерие? Затуманенность духовного взора грехами?

Благодарение Святому Духу за то, что посредством работы Синода Он показал нам удивительный путь: учиться узнавать в супруге, ребенке, родителе «отпечаток» одного из лиц Пресвятой Троицы, учиться видеть во внутрисемейных отношениях «след» Божественной коммуникации. И этот путь весьма плодоносен! При соответственной работе по углублению и практическому применению такого взгляда можно получить импульс к возрождению многих семей. Осознание присутствия Троицы в семье подобно тому, как если бы супруги, измученные жаждой и намеренные разойтись в разные стороны в поиске хотя бы капли влаги, вдруг обнаружили бы скважину с чистейшей живительной водой, которая никогда не иссякнет – и обнаружили бы ее не где-нибудь, а на своем участке земли, казавшимся им прежде безводным и пустынным.

synodo_01

Конечно, сама по себе мысль о сходстве общинной природы Троицы и общинной природы семьи не нова – она звучит в Катехизисе Католической Церкви. Но Синод был созван не для открытия новых истин, как зачастую ошибочно представляют его светские СМИ. По словам кардинала из Филиппин Луиса Антонио Тагле, цель Синода – «увидеть, как, отталкиваясь от вероучения, можно улучшить заботу о семье». Поэтому хотелось бы предложить нашим епархиям и приходам как можно более серьезно отнестись к посланию Церкви и продолжить дело Папы и Отцов Синода по «реорганизации пастырского попечения о семьях в приходах». Необходимо разработать формы систематической практической работы с семьями – духовные упражнения, психологические тренинги, катехизации для супругов и родителей – направленные на то, чтобы всегда, даже в самых «запущенных» и сложных ситуациях уметь черпать ресурсы для поддержания семьи изнури, из ее божественной коммуникативной природы, учиться видеть Бога в самой сути супружеских и родительских уз и не бояться приходить к Нему за помощью ежедневно, ежечасно, в моменты как падений, так и взлетов.

Можно возразить, что подобные формы духовной и психологической работы в приходах не смогут охватить семьи невоцерковленные. Это так лишь отчасти. На многие подобные терапевтические мероприятия можно приглашать самые разные семьи, независимо от их вероисповедания и мировоззрения, и, заручившись поддержкой Святого Духа, стремиться к максимальной открытости и расширению сферы влияния.

synodo_16

Кроме того, сама жизнь христианских семей должна стать свидетельством истин о любви, нерасторжимости брака и открытости к принятию детей. Примерами такого рода свидетельств выступают, например, приглашенные на Синод супружеские пары. Примечательно наблюдение многодетных супругов Массимо и Патриции Паллони о том, что в Нидерландах, где они находятся на миссии вот уже одиннадцать лет, «есть настоящая тоска по Богу, люди в глубине души ждут доброй вести, какого-то света». Подобное состояние ожидание истины, особенно истины о семье, характерно и для современных россиян, недовольных, поникших, разделенных и порабощенных обществом потребления. Поэтому хочется верить в то, что для католических семей и общин Ассамблея Синода станет импульсом к большей открытости миру вокруг, к обновлению не только внутрисемейных, но и межсемейных отношений. Если несколько семей откроют на своих землях неиссякаемые родники, то из этих источников смогут черпать их соседи, родственники, друзья, ведь «любовь никогда не перестает».

synodo_05

Впрочем, столь радужную картину христианских семейных свидетельств нельзя назвать не иначе как мечтой, пока, увы, достаточно отдаленной. В наших российских семьях слишком сильно проявляется травматизм, некая внутренняя надломленность. Нынешние молодые родители – внуки войны, голода и репрессий и дети безотцовщины и инкубаторного атеистического воспитания. Поэтому практически в каждом, даже освященном Церковью семейном союзе присутствует источник боли, свой «скелет в шкафу». И евангелизация мира через семью становится отдаленной перспективой постольку, поскольку каждая семья, даже та, которая внешне выглядит благополучной, нуждается в исцелении! Нашим общинам более всего не хватает людей, которые могли бы лечить души. Большинство прихожан приходит в храм за помощью, как те немощные и убогие, которых исцелял Иисус. «Здоровых» душой людей среди российских католиков – подавляющее меньшинство! Поэтому всем нам стоит молиться не только о призваниях к священству, но и о призваниях к психологическому консультированию, а также об открытии при приходах центров помощи семье.

synodo_06

По словам Отцов Синода, прозвучавших при обсуждении третьей части instrumentum laboris, новый подход к попечительству семей «должен включать конкретные пастырские инициативы, а не ограничиваться лишь «событиями»». Для россиян с их болью, скрытой глубоко под слоем чувства вины, часто неосознаваемой, очень важна психологическая помощь!  Человек может быть активным прихожанином, часто приступать к Таинствам, много молиться и размышлять, но при этом оставаться в плену собственного «скелета в шкафу», делая несчастными своих близких. Поэтому следующее предложение Отцов Синода – заменить термин «курс подготовки к браку» на термин «совместный путь» – в нашем российском варианте предполагает сближение Церкви с практической христианской психологией, создание на постоянной основе консультаций для семей и буквально «выращивание» семейного благополучия  на пользу всей общине – ведь потом семьи смогут передавать свой опыт более молодым супружеским парам.

Для того чтобы передавать опыт, необязательно быть идеальной семьей. На Синоде мы видим 18 супружеских пар, активно занимающихся в своих приходах поддержкой других семей. Некоторые из этих пар признают, что в прошлом у них были сложные времена, но с Божьей помощью им удалось сохранить свой брак и найти пути преодоления внутренних и внешних проблем. Впоследствии эти трудности и стали отправной точкой для помощи другим. Здесь присутствует очень важный момент для нас, россиян. В отличие от людей с европейским и американским менталитетом мы очень боимся открывать свои чувства, а также не любим выделяться из общей массы. Но без этих двух важных составляющих невозможна ни победа собственного «скелета в шкафу», ни поддержка людей, имеющих схожие «скелеты».

synodo_13

Тем не менее любой действенный процесс исцеления обязательно включает в себя осознание своей бессильности перед проблемой, признание своих ошибок перед Богом (покаяние) и другим человеком (доверительный разговор), молитва и практическая терапия, а затем – и это важная составная часть исцеления – помощь людям со сходной проблемой. Поэтому стоит сделать над собой некоторое усилие и начать говорить о той боли, что спрятана на задворках души и пылится там уже несколько десятилетий, но при этом исподволь влияет на наше мировосприятие и на наши отношения с людьми. Иметь мужество говорить о боли, а не замалчивать ее, делая вид, что у меня «все как у всех», очень важно, ведь на другую чашу весов поставлено благополучие души, семьи, окружающих семей, прихода и, наконец, – страны и Церкви.

Есть еще одна отличительная особенность «российской католической ментальности» – отсутствие преемственности веры и католических традиций. Воспитанию детей в христианской вере целенаправленно не учат, поэтому современные родители подобны первопроходцам неизведанной земли, причем, часто они идут по ней с завязанными глазами. В целом представляя, как развивать интеллект и творческие способности своих детей (поскольку именно на это делает акцент социум через детские сады, школы и многочисленные центры детского развития), родители не знают, как им справляться с проявлениями сложного характера у ребенка, ревности между детьми, возрастных кризисов, нежелания идти в Церковь и т.д. Тем не менее эти и ряд других не менее важных вопросов, зачастую решаемых спонтанно и непоследовательно, формируют мировоззрение ребенка и могут отрицательно сказаться в будущем на его отношении к Богу и к людям.

synodo_12

Говоря о воспитании, нельзя не затронуть вопрос настороженного и порой враждебного отношения в нашей стране к материнству (часто приравниваемому к «иждивенчеству») и детству («нарушению спокойствия»), к инвалидности («асоциальности»), к старости («никчемности»), к жизни в целом. Пожалуй, это вопрос наиболее сложный, поскольку его корни уходят далеко в советское прошлое нашей страны, причудливо переплетаясь в современной российской жизни с отдаленными веяниями новомодной «гендерной идеологии». Очень жаль, что тема враждебности к дару жизни мало поднималась на Синоде – больше всего там обсуждались конкретные проявления этой враждебности, каждое в отдельности (такие, например, как контрацепция, аборты и однополые союзы). Тем не менее, этот вопрос очень важен, поскольку без уважения ценности жизни невозможны ни истинная вера, ни истинная любовь.

Впрочем, объявив святыми покровителями Синода супругов Мартен – родителей святой Терезы из Лизье – Церковь дала нам в их лице наилучший пример праведного отношения к дару жизни земной как к трамплину в жизнь вечную. В одном из писем Зели Мартен – мать девяти детей, из которых четверо умерли в раннем детстве, а пятеро посвятили свои жизни Богу – писала: «Когда я закрывала глазки своим милым деткам и хоронила их, я испытывала сильную скорбь, но моя скорбь всегда была покорной. Я не жаловалась на страдания и тревоги, которые перенесла ради них. Многие мне говорили: «Было бы лучше, если бы у вас никогда их не было». Я не могла выносить подобных речей. Я не верю, что страдания и тревоги матери могут быть положены на те же самые весы, что и вечное счастье моих детей. К тому же они не навсегда потеряны: жизнь коротка и полна горя, я встречу их на небесах!»

synodo_17

Как же рассуждаем мы? Еще один ребенок? «У нас нет денег». «Надоело «сидеть» «в декрете»». «Опять бессонные ночи». «Надо сначала съездить в отпуск»… Попробуем поставить вопрос иначе: Господь хочет через нашу семью подарить вечную жизнь еще одной душе, это величайшее счастье, ради которого стоит потерпеть некоторые неудобства и заодно поучиться терпению!

В интервью Rome Reports участница Синода Патриция Паллони сказала: «Когда я ждала третьего ребенка, люди говорили нам – остановитесь, вам нужно брать ответственность. Теперь я смотрю на фотографии своих двенадцати детей и думаю – кто из них не должен был существовать? Никто не может ответить мне на этот вопрос». Когда мы будем рассуждать подобным образом, когда в наших приходах появятся семьи, преодолевшие внутренние кризисы, утвердившиеся в своей причастности к Пресвятой Троице и способные дарить надежду и конкретные знания другим семьям, когда мы перестанем бояться быть «не как все» и непрестанно свидетельствовать о Боге жизнью своей семьи, когда во многих приходах начнут действовать центры семейного консультирования и будут разработаны конкретные практические шаги пастырского сопровождения семей, когда количество семей в общинах и количество детей в семьях будет увеличиваться  – тогда можно будет говорить о возрождении католической семьи в России, а потом и о евангелизации российской семьи в целом.

synodo_09

Теперь же, когда через несколько дней закончится Синод епископов, стоит смиренно посмотреть правде в глаза и спросить себя: что я сделал для улучшения моих внутрисемейных отношений в последнее время? Что мог сделать и не сделал? Чем я могу помочь тем, чья семейная ситуация хуже моей? Какие шаги моя община может сделать для налаживания практической поддержки семей? Что могу сделать для этого именно я? И конечно, необходимо молиться о семьях регулярно и целенаправленно. Было бы прекрасно, если бы Синод стал для католических семей в России поводом объединить свои молитвы, если бы был выбран один день недели и возможно даже конкретный час, когда семьи, находящиеся в разных городах, могли единовременно обратиться ко Христу, отдавая в Его отцовские руки свои проблемы и чаяния.

Вероника Бикбулатова

Фотографии: L’Osservatore Romano

***

Вся самая актуальная и официальная информация о Синоде по-русски на сайте Радио Ватикана
Дневник архиепископа Павла Пецци, участника Синода на странице архиепарахии Божией Матери в Москве

Вероника Бикбулатова
Прихожанка храма Воздвижения Святого Креста, г.Казань. Кандидат философских наук. Музыковед. Замужем. Мать троих детей.