Писания – «плоть от плоти» Церкви

Давным-давно, во время перерыва в заседании одного из соборов, святые отцы прогуливались по саду, наслаждаясь пением птиц и прекрасной погодой. Внезапно откуда-то сверху раздался нарастающий свист. Сначала он был едва слышен, а потом становился все громче, заглушая и шелест листвы, и трели соловья. Это продолжалось несколько секунд, после чего свист, ставший нестерпимо громким, внезапно оборвался. Раздался глухой удар, от которого задрожала земля… Когда облако пыли рассеялось, присутствующие заметили посреди садовой лужайки, прямо на центральной клумбе, наполовину ушедший в землю свиток. Один из епископов позднее рассказывал, что даже видел руку, появившуюся из ниоткуда и многозначительно постучавшую по свитку указательным пальцем. Когда свиток развернули, пергамент оказался каллиграфически выполненной рукописью, озаглавленной: «Библия. Священные Писания Ветхого и Нового Завета».

«Что за небылицы!» – прервет меня читатель. И будет совершенно прав. Но знаем ли мы о том, как в действительности появилась та Библия, которая есть у нас сегодня? Ведь любой человек, когда-либо бравший в руки Библию, не мог не заметить, что эта Книга состоит из многих (точнее, семидесяти семи) книг, написанных разными авторами на протяжении более чем полутора тысячелетий. Кто отбирал эти книги, чтобы объединить их в Библию, когда и по какому принципу? Священные Писания делятся на две основные части: Ветхий и Новый Завет. К моменту событий, описываемых в Новом Завете, Ветхий Завет был уже практически сформирован в виде Септуагинты (перевода семидесяти толковников). Этому способствовала и сама история еврейского народа, пережившего несколько периодов пленения, переселения и рассеяния. В этот периоды иудеи, не имея возможности поклоняться Богу своих отцов в Иерусалимском Храме, прилагали все усилия для того, чтобы сохранить свою национальную и религиозную принадлежность, которая у них ассоциировалась со Священными Писаниями. Мы можем с большой долей уверенности предполагать, что Христос и апостолы читали Писания, вошедшие в Септуагинту.

Prologus_Ioanni_Vulgata_Clementina

С Новым Заветом дело обстояло несколько иначе. Книги Нового Завета были написаны за короткий период, и уже в I-II веке в Церкви повсеместно был принят список книг, которые использовались во время литургии, как свидетельствует знаменитый канон Муратори. Несмотря на это канон Нового Завета был закреплен лишь на Гиппонском и Карфагенском (поместных) Соборах к концу IV века, воссоздан на Флорентийском в XV и повторно утвержден в XVI веке на Тридентском Соборе. Почему так произошло? Почему сам Христос или апостолы не опубликовали «официально утвержденного» сборника христианских писаний? Ответ прост. До тех пор, пока не появились лжеучения, не было необходимости определять подлинные Писания.

История Канона прекрасно иллюстрирует одну очень простую мысль: не существует такого явления как «Библия сама по себе». В постановлении Тридентского Собора о Каноне говорится как о «книгах во всей их полноте и со всеми их частями как принято читать их в католической Церкви и которые существуют в древнем переводе на Vulgata». Здесь мы видим, что для включения книги в Канон был важен не только факт ее написания самими апостолами или их ближайшими учениками, но и богослужебное использование этой книги в Церкви. Мы никогда не сможем по-настоящему оценить роль Священных Писаний, если не будем учитывать, что они принадлежат Церкви. Принадлежат не для того, чтобы искажать их и эксплуатировать в угоду человеческим желаниям или амбициям, а для того, чтобы сохранять и любить, ибо Писания есть воистину «плоть от плоти» Церкви. Sola Scriptura» – «только Писание», – провозгласила протестантская Реформация, не видя этой живой связи Слова Божьего с жизнью Церкви.

Человеческое тело не может существовать без легких, но и легкие тоже не могут существовать сами по себе. Лишь находясь в составе тела, они могут играть свою жизненно важную роль. Лишь рассматривая Библию в контексте жизни Церкви, мы можем по-настоящему оценить ее значение, лишь в Церкви Писание сможет по-настоящему и в полной мере выполнять свою роль, давая верующим прочные ориентиры, чтобы, по выражению В. Мануччи, «понять жизнь и жить по-человечески». 

Михаил Дружков
Впервые опубликовано в журнале «Дом Непорочного Сердца» № 1 / август, 2010 г.

Журнал
Христианский журнал для всей семьи, в котором люди любого возраста найдут для себя что-то интересное. Выходит раз в 2 месяца.