Что сказал Скола?

За последние два дня ряд российских СМИ распространили новость, о том, что «католический кардинал предложил ввести исламские праздники в школах Милана». Кто-то даже поспешил сообщить об этом как о свершившимся факте, мол, «будут отмечать». 

Звучит странно, не правда ли? Особенно если знать, что автор этого предложения кардинал Анджело Скола — один из известнейших и влиятельнейших богословов.
Что же произошло на самом деле?

4318497-kvsG-U43150386695207dfE-1224x916@Corriere-Web-Milano-593x443

30 января архиепископ Миланский кардинал Анджело Скола провел традиционную встречу с журналистами, приуроченную ко дню памяти небесного покровителя людей этой профессии св. Франциска Сальского. Встреча проходила в миланском Институте слепых. Ее ведущим был обозреватель газеты La Stampa Джанни Риотта, а модератором Ролла Сколари. Все трое сидели рядом перед многочисленной аудиторией. Беседа текла в свободном режиме.

Кардинал отвечал на различные вопросы, касающиеся Церкви и современного мира. Кстати, основной темой встречи было освещение событий в СМИ и в частности фальшивые, фейковые новости.
Один из вопросов затрагивал мусульманское присутствие в Европе и общественные дебаты об изъятии религиозных символов из школ, в частности, во Франции. Как это обычно бывает в подобных ситуациях, различные СМИ используют разные фрагменты речи кардинала Сколы, многое пересказывая своими словами. Мы решили обратиться к записи этой встречи. Вот что сказал кардинал Анджело Скола.

«Если общество отказывается от символов – в силу ошибки или потому что «вынуждено» под давлением авторитаризма – или же ограничивает символ по объективным соображениям безопасности — то оно что-то теряет, это важно понять, — поскольку теряет коммуникативную силу, теряет интерперсональность. В этом смысле, даже если критика французского лаицизма встречает оппозицию, я продолжаю критиковать французский лаицизм и его знаменитый закон 1905 года. Нельзя претендовать на то, чтобы плюралистское общество, подобное нашему, воспринимало себя – перефразируя философов – как ночь, в которую все коровы черные и ничего не видно, как построение некоего нейтрального пространства, в котором все исчезает. Напротив, оно должно быть максимально инклюзивным с точки зрения принципа, а с точки зрения конкретных проявлений – максимально уважительно к истории. Не убирать Рождественские ясли, но если есть много мусульманских детей, то можно взять какой-нибудь их праздник и включить в школьный календарь.

Если же говорить о мечетях и т.д., то нужно соблюдать объективные условия: от кого и почему исходит заявка, что это за община, что хотят сделать с этим местом, каково соотношение между священным правом иметь место культа – если есть свобода религии – и реализмом этой заявки, как оно впишется в историю города, христианского уже с начала 2 века. Все это – условия. Наше общество должно быть инклюзивным. Нельзя претендовать, что закон решит вопросы нашей личной вовлеченности во все это. В открытых, «распахнутых», милосердных отношениях со всеми нашими братьями, в непростом равновесии между милосердием и справедливостью: это равновесие очень сложно строить на человеческом уровне – его нужно строить шаг за шагом. Я думаю, что если символы верно истолкованы при соблюдении безопасности, то они должны содействовать межрелигиозному диалогу и таким образом стать основоположным элементом для добропорядочной жизни. Перемены – как удар под дых, но это заставляет реагировать динамизмом собственной идентичности».

impresa_tecnoeditoriale_lombarda_srl_112842_1666534

Напомним, что это было произнесено в ходе свободной беседы, во время которой иерарх порой переходил с темы на тему, не собираясь делать каких-то официальных и программных заявлений.  Если из его уст и прозвучало предположение о возможности внесения мусульманских праздников в школьный календарь, то сделано это было в рамках полемики, как повод для дискуссии, а не призыв к действию.

Принципиальными являются и еще два постулата, высказанных иерархом: не отказываться от христианской идентичности и необходимость взвешенного подхода к введению мусульманских элементов в европейское общество.

Словом, заголовки, по которым многие сразу делают выводы о сути происходящего, ввели в заблуждение. Этот пример лишний раз доказывает, что не стоит бездумно доверять даже т.н. «авторитетным» светским, в частности российским СМИ, когда они пишут на католическую тематику. Лучше всего искать первоисточник новости и сверяться именно с ним. Истина азбучная, но порой мы о ней забываем. 

Михаил Фатеев

Михаил Фатеев
Прихожанин храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Режиссер, продюсер, журналист. Отец троих детей.