Богословие Розария

Может показаться, что Розарий — молитва, обращенная исключительно к Марии, и действительно: часто мы воспринимаем Розарий именно так. На самом же деле центром этой молитвы является Христос и Его любовь, отданная нам до конца. Действительно, когда мы читаем Розарий, Мария учит нас открывать и понимать тайну Бога. В Евангелии от Луки говорится: «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем» (Лк.2:19) – «все слова сии» — то есть слова и дела Иисуса, verba et gesta, открывающие нам Бога. Молясь Розарием, мы следуем по стопам Марии. Евангелие постепенно проникает в самый ход мысли человека, укрепляя и приближая его к Богу. В этой молитве Мария, с одной стороны, становится нашей заступницей, а с другой – она одна из нас, и при этом уже обрела полное единство с Господом, подтвердив исполнение Божиих обещаний и тем самым дав нам надежду. Мы идем по тому пути, который Она уже прошла до конца.

rosary_02

Розарий – молитва на двух уровнях. Особая молитвенная техника, основанная на повторении текста, готовит сердце и чувства к созерцанию главных событий жизни Христа и Его Матери, то есть дел, совершенных ради нашего спасения. Ритм и мелодика слов Розария поддерживают в нас постоянную связь с Богом, позволяют в сосредоточенности приблизиться к тайне, рождают жажду более глубокой веры и благодати Божией. Иоанн Павел II в своем послании «О святом Розарии» писал, что «эта молитва принадлежит к прекраснейшей и веками утвержденной традиции христианского созерцания».

Событий, которые мы созерцаем на Розарии и называем «тайнами», двадцать, считая добавленные «светлые тайны». Каждой тайне соответствует «десятка Розарий», то есть одна молитва «Отче наш», десять «Радуйся, Мария» и славословие «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу».

Четыре части Розария хранят в себе четыре этапа христианской жизни: воплощение (первая часть), наследование вместе с Христом Царствия Божия (вторая часть), искупление (третья часть) и вхождение во славу (четвертая часть).

rosary_03

Радостные тайны (Благовещение, посещение Марией Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, обретение отрока Иисуса в Храме) помогают углубить понимание того, что Сын Божий стал «Богом-с-нами», жил среди людей, стал братом для каждого из нас, принял на Себя немощи человеческого тела и людской жребий.

Светлые тайны (крещение Иисуса в Иордание, брак в Кане Галилейской, провозглашение Царства Божия и призыв к покаянию, преображение на горе Фавор, установление Евхаристии) указывают на слова и знаки Иисуса, через которые Он открывает нам Отца, Его щедрость, Его милосердие и любовь, Его неустанную заботу о человеке. Иисус становится «светом миру» — тем, Кто дает свет Евангелия, и одновременно говорит, что с Его воплощением Царствие Божие уже наступило.

Скорбные тайны (молитва Иисуса в Гефсиманском саду, бичевание Иисуса, коронование Иисуса тернием, крестный путь, смерть на Кресте) открывают полноту Божией любви, более сильной, чем любое зло, страх, презрение и ненависть. Вспоминая в молитве об этих событиях, человек понимает, какой дорогой ценой он искуплен из плена греха.

Бог желает, чтобы все человечество было искуплено, и чтобы каждый из нас вместе с Марией и святыми мог участвовать в вечной жизни на Небесах. Об этом Божьем замысле, уже совершившемся для Марии, размышляем в славных тайнах Розария (Воскресение Христово, Вознесение, схождение Духа Святого на апостолов, взятие Марии на Небо, увенчание Марии небесной славой).

rosary_04

В конце ХХ столетия папа Лев XIII писал, что Розарий учит мудрости, необходимой для переживания повседневной жизни (радостные тайны), страданий (скорбные тайны) и учит надежде на жизнь вечную (славные тайны). Папа Иоанн Павел II дополнил «антропологическое» измерение Розария, указав, что эта молитва помогает «узнать правду о человеке». «Розарий воистину задает ритм человеческой жизни, чтобы привести его в гармонию с ритмом жизни Бога», — писал папа. Размышляя в молитве над тайнами Христа, истинного Бога и истинного человека, можем во Христе как в зеркале увидеть, принять и понять самих себя и свою жизнь.

Иоанн Павел II заканчивает свое апостольское послание о Розарии горячей просьбой: «Молитва столь простая и столь богатая действительно заслуживает, чтобы христианская община заново открывала ее». И чуть далее продолжает: «Только бы люди услышали и не забыли мой призыв!»

o. Киприан Клас OP
Перевод: А. Паламарчук

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.