Ввел ее в шатер матери

Любовь в Библии всегда непонятна и требует объяснений. Отношения мужчины и женщины лишены какого-либо романтизма, привычного современному человеку. Здесь не будет жеманных красавиц и брутальных юношей. Зато много внимания уделяется долгу и послушанию.

Кто должен избирать жену? Бог! А мужчина только подчиняться Его предписаниям. И не где не будет сказано, что Он специально творит женщину, которая будет по сердцу вот этому юноше со сложной жизненной судьбой. И уж тем более, никого не интересует трепетная душа девушки, которую скорее всего увезут в чужую страну, чтобы она стала частью малознакомого ей клана. Все эти размышления лучше всего иллюстрируют знакомство и «женитьба» Исаака и Ревекки.

После смерти Сарры сорокалетний Исаак впадает в уныние и отчужденность. Несмотря на Божье обетование, данное его отцу, о множестве народов, которые произойдут от них, Исаак не намерен искать жену. Авраам вынужден вмешаться и в лучших традициях еврейского сватовства отправить кого-нибудь на поиски хорошей девочки из приличной семьи. На роль свата, согласно традиции, был избран верный слуга Елеазар.

Интересно, что имя слуги переводится как «тот, которому помогает Бог». В последствие это имя еще прозвучит в Библии. Так будут звать племянника Моисея, сына Аарона, который станет первосвященником и будет хранить Скинию Завета в течение двадцати лет. Елеазар не будет ключевой фигурой в истории Исхода и расселения на землях Ханаанских, но будет тем, через кого действует Бог, через кого Бог помогает и являет Свое присутствие. И его предшественник, старший слуга из дома Авраама, был, казалось бы, не обязательным, но ключевым персонажем в истории сватовства. Именно он, а не предполагаемый жених, выбирает Ревекку. Правильнее будет сказать: через него Бог выбирает Ревекку для Исаака.

Елеазар заключает свой маленький договор с Богом: пусть нужная мне девушка сделает то-то и то-то. При чем выбираются вполне конкретные вещи: напоит меня и моих верблюдов. Перед нами типичный взгляд кочевника на хорошую жену.

Rebeka_mour

Бартоломео Эстебан Мурильо «Ревекка и Елеазар»

Во-первых, она должна быть не боязливой. Ведь девушка обращается к совершенно незнакомому мужчине с предложением послужить ему. Она не испытывает страха, что он обидит ее. На картинах старых мастеров мы нередко встречаем эту сцену: миловидная девушка, окруженная толпой любопытных подружек, протягивает путнику кувшин с водой. Такова Ревекка на полотне Мурильо. Она дает напиться одинокому страннику. И еще не известно его ли это верблюды стоят неподалеку.

Встреча Ревекки с Елеазаром у колодца напоминает другую, евангельскую встречу. Тогда тоже речь пойдет о воде. Только в этот раз сама девушка предлагает напиться и даже напоить верблюдов. С одной стороны, тем самым она поддерживает традиции гостеприимства. С другой, показывает, что открыта к общению. Пройдет какое-то время и Елеазар убедиться, что Ревекка сильная, сложившаяся личность, которая знает, как себя вести и требует уважения к себе. Пока же она демонстрирует и еще одно прекрасное качество для будущей жены – готовность служить. Только не в современном уничижительном смысле этого слова. Она готова оказать милосердие, проявить доброту и пойти поить верблюдов, а соответственно и их погонщиков, прекрасно осознавая, что люди и животные очень устали. Ревекка оказывает небольшую милость и понимание тем, кто прошел долгий путь. Пока они отдыхают, она принесет воды.

Когда Иисус встречается с самарянкой, Он просит ее о воде. И женщина отказывает. Она прекрасно понимает, что у просящего ее мужчины нет сосуда, чтобы зачерпнуть воду. Но ее сердце закрыто для милости и служения. В каком-то смысле перед ней враг. Ведь женщины так часто инакомыслящего превращают во врага, даже если сам этот человек ничего предосудительного и не думал.

Иисусу предстоит ее убеждать и переубеждать, но воды Он так и не получил. Вместо этого женщина бросилась проповедовать. А вот Ревекка поступает совсем иначе. Сначала она думает о том, что может сделать она для другого человека, а потом уже расспросы и разговоры. Если бы Елеазар встретил женщину подобную самарянке, ничего у Исаака с женитьбой бы не получилось. Ревекка – жена по сердцу Божию именно потому, что она внимательна к нуждам другим. Какой бы выносливой не была эта девушка, ей все-таки предстояло напоить целый караван. Боль и ломота в спине ей были обеспечены.

На уже упоминаемой картине Мурильо девушка черпает воду из разрушающегося колодца. Да и взор ее печален. Сразу понятно, что она уже прощается с милыми подружками. Да и все в родном краю придет без нее в упадок. Однако внимательное прочтение библейской истории показывает, что Ревекка была мужественной и довольно прагматичной женщиной. Ее родные даже спрашивают, хочет ли она она уезжать в чужой край, чтобы выйти замуж. Хотя в те суровые времена мнение женщины не многое значило.

Арент де Гелдер «Исаак встречает Ревекку»

Ревекка едет в Ханаан. Встречает Исаака. Он ей нравится. И вот тут-то история любви … Опять не начинается. Библия на удивление мало уделяет внимание этому трепетно-нежному состоянию. Иногда хочется возмущенно спросить автора: где же романтика? Где замечательный букетно-конфетный период? Ну или хотя бы: они вместе бродили по лугам? Только во времена Соломона зазвучат слова «возлюбленная моя, как ты прекрасна». Но и тут никто не позволит женщине быть слабой и нежной, возлежащей на розовых лепестках. В процессе чтения Песни песней окажется, что по нынешним меркам возлюбленная чуть ли не суровая Брунгильда, которая ищет везде возлюбленного своего и выходит как армия со знаменами.

Ревекка тоже отнюдь не слабая девушка. Она не только по доброй воле едет в чужую страну. Она еще и принимает веру в чужого Бога. С момента как Ревекка последовала за Елеазаром она стала исполнять волю Того, про Кого она еще толком ничего не знает. И это требовало особого мужества.

А что же Исаак? Начнем с того, что он сам не проявляет никакого желания исполнить волю Божию. Он не будет искать жену! Сначала он тихонько живет рядом с шатрами матери своей Сарры, а потом остается бобылем. Можно сказать, что это первый в истории случай клинического маменькиного сынка. И дальнейший рассказ это подтверждает.

«И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по (Сарре), матери своей» (Быт 24, 67)

Получается, что Исаак сначала показал молодой женщине, которая, между прочим, никоим образом ему не навязывалась, что для него всегда на первом месте была мама. Пусть она уже и мертва. С другой стороны, таким образом Исаак сразу демонстрирует свою слабость: он не может без женской опеки и нуждается в той, которая заменит ему заботливую мать.

Потом Исаак делает Ревекку своей женой и только потом впервые в Библии появляется слово «любовь». Любовь – как обозначение отношений между мужчиной и женщиной. И вот эта самая любовь, воспеваемая поэтами, в данном случае предстает с неожиданной стороны. Она приносит исцеление тоске по матери.

Надо сказать, что библейский бытописатель всецело на стороне Исаака. Для него все правильно: сначала нужно вести девушку в дом рода, представить родителям, потом заключить союз, а уже потом такое баловство как любовь. Когда через несколько глав будет рассказываться история Иакова, нагло поцеловавшего Рахиль у колодца (снова колодец), будут звучать совсем другие слова. И когда Лаван обманет Иакова и отдаст ему Лею, в адрес бедного молодого человека не прозвучит ни слова сочувствия.

Если попытаться протянуть ниточку между первыми тремя «Люблю» в Библии, то получится, что на первом месте стоит отеческая любовь (любовь Авраама к Исааку), на втором месте любовь милосердная, сострадающая (любовь Ревекки к Исааку) и на третьем месте любовь мужчины к женщине (любовь Иакова к Рахили). Все три они словно бы образуют идеальную любовь. И все три они подобно древним слонам стоят на одной черепахе: желании исполнить волю Божию, ответить на Его голос, звучащий в сердце.

Isaak_RevekkaAvimeleh

Рафаель «Исаак, Ревекка и подглядывающий Авимелех»

Пожалуй, Ревекке это удается лучше других. Библия ни разу не говорит о ее чувствах или мыслях по отношению к мужу. Да и ее действия в основном остаются за кадром. Историю делают мужчины. А что делает Ревекка? Она просто соответствует словам молитвы, которая появится через многие столетия после ее смерти: «не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал; не чтобы меня любили, но чтобы я любил». Эта удивительная женщина, не уставала служить и умела исцелять глубокие раны. Впрочем, умела она и идти на хитрость, и добиваться своего. Здесь стоит вспомнить историю с первородством… Но сейчас не об этом.

Ревекка стала опорой для Исаака. Интересно, что ее имя переводится как «ловушка, силки, сети». Она, действительно, умеет расставлять сети. Только это сети заботы и любви. В отличии от самарянки, встреченной Иисусом у колодца, она всегда найдет чем зачерпнуть воду. И тем самым она дает пример другим женщинам: вдохновляющая сила не в правде, не в долгих разговорах, а в смиренном служении, полном заботы, уважения и любви. При этом она не теряет своего достоинства. Еще при первой встрече с Исааком она прикрывает свое лицо покрывалом, тем самым подчеркивая свою независимость. В те далекие времена не было предписаний закрывать лицо. Покрывало использовалось в пути, чтобы песок и ветер не поранили нежную кожу лица. Прячась пол покрывалом, Ревекка дает понять своему будущему мужу, что в рабыню ее превратить не удастся, что она, говоря современным языком, будет строить границы в их отношениях.

И еще один момент, который стоит подчеркнуть. Исаак вводит Ревекку в шатер матери и тем самым еще и посвящает ее Богу. Он словно говорит, что вот он, как когда-то его мать Сарра, отчаялся уже найти достойную женщину, чтобы произвести с ней обещанное Богом потомство. Но сам Бог послал ему Ревекку, чтобы исполнилось обетование. И как некогда в момент жертвоприношения он снова принимает Божью волю и готов следовать ей.

Анна Гольдина

Первая статья из этого цикла по ссылке.

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.