7 вопросов к блудному сыну и его отцу

Притча о блудном сыне, пожалуй, самая популярная евангельская притча, которую знают даже законченные агностики. Растиражированная многочисленными репродукциями Рембрандта, она кажется простой и понятной, не имеющей подводных камней. К сожалению, многочисленные культурные слои все-таки скрыли от нас некоторые детали в понимании притчи, которые были понятны современникам земной жизни Иисуса. Попробуем их найти и рассмотреть.

Интересно, что в этой притче, которую нередко называют притчей о Милосердном Отце, немало внимания уделяется именно пути младшего сына, пути его падения. Делается это не только потому, что Бога интересует момент покаяния. Его волнует весь проделанный путь, а не только конечная точка, весь полученный опыт, даже отрицательный, а не только сделанные выводы.

bludny_05

1. «У некоторого человека было два сына». Почему же только два?
Иудейские мудрецы долгое время спорили, когда же заповедь, данная Богом еще в Эдемском саду, «плодитесь и размножайтесь» считается выполненной. Во времена апостолов считалось, что для этого родители должны произвести на свет двоих сыновей. Почему же только двоих? Ответ, как ни странно, прост: потому что у Моисея было именно двое детей. Так мы открываем первый пласт этой евангельской истории: речь идет о человеке, исполняющем заповеди, т.е. следующем Торе. Эта притча о человеке из народа избранного.

2. Есть ли в этой истории мессианский смысл?
Эта история звучит для слушателей, которые в той или иной степени задумываются, уж не Мессия ли перед ними. Мессия – это второй Моисей, тот, кто укрепит отношения с Богом и выведет из рабства. Моисей называет своих сыновей (Исх 22,2) Гирсам и Елиезер. Первое имя значит «пришелец». В каком-то смысле Иисус Сам и становится этим пришельцем. Он приходит из неизвестной земли, с Неба. Так же, как и Моисей пришел к моавитянам из неизвестной, но по меркам того времени великой и могущественной страны Египта. Имя второго ребенка, Елиезер переводится как «мой Бог помощь». Это имя более известно нам в греческом варианте Лазарь. Имя второго ребенка Моисей в не меньшей степени соотносится с Иисусом, потому что в Нем и отражается помощь Божия, обращенная не только к конкретному народу, но и к человечеству в целом.

bludny_01

 

3. Мог ли сын потребовать свою часть имущества?
Имущество вполне мог бы потребовать старший сын, чтобы отделиться и жить своим домом. Да, для восточного менталитета того времени ненормальным является требование о наследстве и еще с упоминанием «которое достанется мне после твоей смерти». Но старший сын все-таки имел право просить у отца какую-то долю имущества, чтобы начать жить своим домом. Вот, например, у Исаака при живом еще отце есть свои шатры, свое отдельное хозяйство, свой дом. И, если внимательно приглядеться к тому, из чего состоит его имущество, то окажется, что это «вещи», пришедшие из дома Авраама. Например, Исаак вводит свою жену в шатер Сарры, своей умершей матери. Итак, старший сын мог попросить о части имущества, чтобы жить своим домом, и это было бы вполне в рамках еврейской ментальности того времени. Но имущество потребовал младший сын…

4. Для чего младшему сыну «часть наследства»?
У младшего сына не было желания жить своим домом. Он сразу хотел странствовать и для этого ему были нужны деньги. Младший сыне не попытался жениться, начать свой бизнес или что-то там еще. Он не подался в Иерусалим. Напротив, он пошел в «дальнюю страну», т.е., следуя взглядам того времени, просто отправился бродить по просторам Римской империи. Простым евреям, жившим на берегах Гениссаретского моря, трудно было себе представить все размеры и могущество империи. Для них слова «дальняя страна» звучали вполне однозначно — «подался в Рим, чтобы искать там лучшей доли». В рассеянии, т.е. вне Иудеи, жило довольно много евреев, которые казались богаче и удачливее тех, кто остался «дома», под игом римлян. Так что младший сын просто решил отправиться из дома в поисках счастья и для этого ему нужны были деньги.

Почему же отец не воспрепятствовал этому и отдал имущество? Потому что он прекрасно понимал, что младшему ребенку не стоит ждать милостей от жизни. По тогдашним законам практически все отходило после смерти родителя старшему сыну и для младшего этот «бунт» вполне мог стать единственным шансом добиться чего-то в жизни.

bludny_02

5. Почему уходит именно младший сын?
Младшие дети всегда  — особая тема в Библии. История египетского пленения начинается именно с младшего сына Иакова, Иосифа (Вениамин рождается несколько позже). Его надменность и выпендрежность приводят к тому, что братья продают его в рабство и он оказывается в Египте. Моисей, выведший евреев из Египта, тоже младший сын. Давид, кстати, тоже младший сын. Получается, что, рассказывая эту притчу, Иисус отсылает Своих слушателей к хорошо им известной библейской истории. Только они привыкли, что младший сын – это всегда некий положительный персонаж, в то время как в притче он предстает совсем в ином свете.

6. Как воспринимались старший и младший сын фарисеями и книжниками?
Иудаизм того времени предполагал, что еврейский народ делится на старших детей и младших. Старшие дети – это, естественно, священники и левиты, те, кто может войти в Святая Святых. Кроме того, это люди, живущие изучением Священного Писания: книжники и фарисеи. Они просто вторые после Бог в Израиле. А младшие дети – это т.н. народ земли, т.е. простые евреи, рыбаки, плотники, торговцы и ремесленники, люди, живущие плодами рук своих. У них нет большого количества времени, чтобы изучать Тору, поэтому они нуждаются в наставлении и помощи старшего брата.

В таком прочтении получается, что ничего хорошего с младшим сыном в дальней стране и не должно было произойти, потому что какую часть понимания Торы он не унеси, без помощи и поддержки старшего брата он и может только беспутно жить !

bludny_06

7. Что же могло обидеть «визави» Иисуса?
Здесь речь о другом подходе, который бытовал среди евреев еще со времен Моисея. Старший брат – это весь народ Израиля, а вот младший – это все остальные народы. Они отошли от Бога еще в послепотопные времена и жили беспутно. Бог открыл Себя через старшего брата, избранный народ, и теперь его задача не ненавидеть других, не превозноситься, а искать пути общения с младшим братом. В контексте тогдашней исторической ситуации получалось, что Иисус просто призывал к примирению с римлянами.

Только и здесь все не так просто! И книжники как люди, хорошо знавшие Писание и многочисленные толкования к нему, не могли этого не понимать. Мысль Иисуса лежала для них на поверхности. Старшего брата не только обвиняли в нерадении о брате младшем, не только призывали с уважением относиться к другим народам, но и задавали вопрос о вере. Этот вопрос нашел свой ответ после смерти Моисея, но он явно не удовлетворял Мессию.

Моисей поставил соборный шатер вне стана, чтобы путь к Богу стал индивидуальным поступком каждого, кто хотел встретиться с Ним. Моисей видел в каждом человеке того, кто может разговаривать с Богом лицом к лицу. В то время, как его брат Аарон, напротив, возглавлял направление, считавшее, что люди настолько грешны, что не могут общаться с Богом без посредников, священников. Как истинный Мессия, Иисус говорит о необходимости личной встречи с Богом и своей притчей задает вопрос «старшему брату» о правильности понимания своей роли и своего места в отношениях с Богом.

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога "Тау". Замужем. Мать троих детей.