Послание Папы Франциска на Всемирный День Больного

Послание Папы Франциска по случаю XXIII Всемирного Дня Больного, 2015

Sapientia cordis

“Я был глазами слепому и ногами хромому” (Иов 29,15)

Дорогие братья и сестры, 

по случаю XXIII Всемирного Дня Больного, учрежденного святым Иоанном Павлом II, обращаюсь ко всем вам, несущим бремя болезни и по-разному соединенным со страждущим Телом Христа, а также к вам, профессионалы и волонтеры в сфере здравоохранения. 

Тема этого года приглашает нас поразмышлять над одной фразой из книги Иова:  “Я был глазами слепому и ногами хромому” (Иов 29,15). Я бы хотел сделать это в перспективе “sapientia cordis”, мудрости сердца. 

1. Эта мудрость не является теоретическим, отвлеченным знанием, плодом умозаключений. Как пишет святой Иаков в своем послании, это, скорее, «мудрость, сходящая свыше”. Она, “во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна”. (Иак 3,17) Таким образом, она является вдохновленным Святым Духом настроем духа и сердца того, кто умеет открыться страданию братьев и узнает в них образ Божий. Сделаем же нашим воззвание псалма: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое”. (Пс 89, 12(90)) В стяжании этой  sapientia cordis, даре Божьем, мы и можем выразить суть плодов Всемирного Дня Больного. 

2. Мудрость сердца – это служение своему брату. В речи Иова, которая содержит слова “я был глазами слепому и ногами хромому”, подчеркивается служение тем, кто в этом нуждается, со стороны праведника, который пользуется неким авторитетом и занимает важное место среди городских старейшин. Его нравственное величие проявляется в служении бедному, который просит о помощи, а также в заботе о сироте и вдове. 

Сколько христиан и сегодня свидетельствует не своими словами, но жизнью, укорененной в истинной вере, о том, что они стали «глазами слепому» и «ногами хромому»! Это люди, находящиеся рядом с больными, которые нуждаются в постоянном уходе, в помощи, чтобы мыться, одеваться, питаться. Это служение, особенно, если оно растягивается во времени, может стать утомительным и тягостным. Относительно легко послужить несколько дней, но тяжело ухаживать за человеком месяцами, если не годами, когда человек не способен даже поблагодарить за это. И, тем не менее, какой это великий путь к святости! В такие моменты можно особым образом рассчитывать на близость Господа и быть также особой поддержкой миссии Церкви. 

3. Мудрость сердца – это присутствие рядом с братом. Время, проведенное рядом с больным, это священное время. Это прославление Бога, который делает нас подобными Образу Его Сына, который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”. (Мф 20, 28) Сам Иисус сказал: «Я посреди вас, как служащий”. (Лк 22,27)

С живой верой мы просим Святого Духа даровать нам благодать понять значение сопровождения больного, зачастую в тишине, которое побуждает нас посвящать время тем сестрам и братьям, которые, благодаря нашему присутствию и нашему теплу, чувствуют себя более любимыми и укрепленными. Напротив, какая ложь скрывается за некоторыми выражениями, которые так настаивают на «качестве жизни», подстрекая поверить, что жизни, которые тяжело поразила болезнь, не достойны того, чтобы быть прожитыми!

3. Мудрость сердца – это выход за собственные рамки навстречу брату. Наш мир порой забывает об особом значении времени, проведенного у изголовья больного, потому что нас преследует спешка, мы одержимы деятельностью, производительностью, и забываем об измерении бескорыстия, заботе и ответственности за другого. В действительности, за этим поведением зачастую скрывается теплохладная вера, забывающая о словах Господа: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф 25,40)

Вот почему я бы хотел снова напомнить «об абсолютном приоритете «выхода за собственные рамки навстречу брату» как об одной из двух главных заповедей, лежащих в основе любой нравственной нормы. Именно они – самый очевидный знак для распознавания на пути духовного возрастания в ответ на совершенно бескорыстный дар Бога». (Апостольское обращение Evangelii gaudium, n.179) Из самой миссионерской природы Церкви проистекает «действенное милосердие к ближнему, сострадание, способное понять, помочь, поддержать». (Там же)

4. Мудрость сердца – это солидарность с братом без осуждения. Любовь нуждается во времени. Времени, чтобы заботиться о больных, и времени, чтобы навещать их. Времени, проведенном рядом с ними, как поступили друзья Иова: «И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико”. (Иов 2,13) Но друзья Иова скрывали внутри себя негативное суждение на его счет: они думали, что несчастья – это наказание Бога за один из его грехов. Напротив, любить поистине – это значит не судить и не пытаться обратить другого; любовь свободна от ложного смирения, которое, по сути, является поиском одобрения и наслаждается совершённым добром. 

Опыт Иова находит свой подлинный ответ только во Кресте Иисуса, высшем свидетельстве солидарности Бога с нами, всецело бескорыстном, всецело милосердном. И этот ответ любви на драму человеческого страдания, особенно страдания невинного, навсегда запечатлен в Теле Христа Воскресшего, в Его прославленных ранах, которые являются соблазном для веры и доказательством веры одновременно. (См. Проповедь на канонизацию Иоанна XXIII и Иоанна Павла II, 27 апреля 2014 года). 

Таким же образом, когда болезнь, одиночество и неспособность одерживают верх над нашей жизнью, опыт страдания может стать привилегированным местом для передачи благодати и источником, в котором можно почерпнуть и углубить sapientia cordis. Следовательно, можно понять, почему Иов, в конце своей истории, обращаясь к Богу, может утверждать: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя” (42,5). И люди, погруженные в тайну страдания и боли, принятые в вере, могут также стать свидетелями, живущими верой, которая обитает в самом страдании, хотя человек своим умом и не способен понять этого во всей глубине.  

5. Вверяю этот Всемирный День Больного материнской защите Марии, которая приняла в Своем лоне и дала рождение Воплощенной Премудрости, Иисусу Христу, Господу нашему. 

О Мария, Престол Премудрости, Матерь наша, будь нашей Заступницей за всех больных и тех, кто заботится о них. Сделай так, чтобы, служа страдающему ближнему, и через сам опыт страдания мы могли принять и взрастить в нас истинную мудрость сердца. 

Сопровождаю это воззвание моим апостольским благословением для всех вас. 

Ватикан, 3 декабря 2014 года

Память святого Франциска Ксаверия

Franciscus

 

Неофициальный перевод выполнен Юлией Ивановой

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.