Торжество Пятидесятницы

«Иисус на Кресте был, как мать, которая умирает в родах»… Такой необычный взгляд на главное событие истории нашего спасения предлагает о. Алехандро Карбахо, CMF в проповеди на Пятидесятницу. 

Евангелие от Иоанна завершает повествование о смерти Иисуса словами: «И, преклонив главу, предал ДУХ». Когда писались Евангелия, не существовало строчных букв. Спустя много веков, мы не знаем, как написал бы автор слово «ДУХ» — со строчной или с прописной. А, может быть, он написал бы две формы, разделив их чертой. Выходит, что один из приемов этого Евангелия — это как раз игра с двойным смыслом, не в том значении, что автор хочет запутать нас, а в значении богатства и изобилия значений используемых выражений. Это похоже на развилку пути, когда мы не знаем, куда пойти. То, что мы читаем в Евангелии от Иоанна – это предложение пойти обоими путями, а не только по одному из них. Будет хорошо, если мы пойдем с расположением не сужать этот путь. Если мы сейчас, в нашем случае, в чем-то ошибемся, пусть лучше ошибемся, увидев двойной смысл выражения, чем окажемся слишком скупы и остановимся на самом простом значении слова «ДУХ» как последнего издыхания и предания своей жизни в руки Бога. 

Зачем такое предисловие, и для чего обращаться к отрывку, который кажется проблематичным, когда мы читали отрывок, в котором однозначно говорится о том, как Господь Воскресший дает Своего Духа ученикам? Затем, что я хотел сказать вам, что Иисус был, как мать, которая умирает в родах. И дает миру самый ценный дар: Своего Духа. 

Ученики могли бы спокойно сказать: “Что будет с нами, если Тебя не будет рядом? Чем мы себя утешим? Все покатится вниз. И мы сами упадем. Ты не можешь нас оставить». Тем не менее Иисус говорил им: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам». Чтобы сказать “добро пожаловать!” Духу, надо в каком-то смысле сказать “прощай” Иисусу. И Иисус исполняет Свое обещание. Воскреснув, Он приходит к ученикам и дает им Духа. Таким образом, Дух – это зрелый плод Пасхи Христовой. 

Девиз бойцов – умереть, убивая. Иисус умер не так; бой Иисуса, Его агония, был под другим знаком: Он умер, даруя жизнь в избытке. Он умер, даруя Духа. (Также согласным со свидетельством Евангелия и размышлением над ним будет сказать, что Он все же умер, убивая: убивая ненависть, убивая смерть, убивая грех). 

1) Этот Дух теперь – словно наша Матерь. Так исполнилось слово Иисуса: «Не оставлю вас сиротами». Мы возрождены водой и Духом. 

2) Он ведет нас к полноте истины. Если мы позволим Ему вести нас, Он введет нас в глубину тайны Божьей; Он даст нам постичь глубины тайны жизни. И Он научит нас различать: отделять зерна от плевел; то, что ведет к жизни, от того, что отдаляет от нее; истинное от ложного. Это не пустая спекуляция, которая не может быть проверена, и не гипотеза, требующая подтверждения. Это проверенная реальность. У нас есть богатая история святых, тех, кто позволил Духу воспитывать их и вести. Как глубоко они проникли в тайну жизни! Как ярко и страстно жили! Различные дары и плоды Духа наполняли их жизнь. 

«Без Святого Духа Бог — далеко, Иисус Христос остается в прошлом, Евангелие – словно мертвая буква, Церковь – просто организация, миссия становится пропагандой, культ — воспоминанием, христианский поступок – рабской моралью. Но в Духе вся вселенная возносится и стенает в муках рождения Царствия, Христос воскресший с нами, Евангелие – это сила жизни, Церковь указывает на единство Троицы, власть оказывается освобождающим служением, миссия – новой Пятидесятницей, литургия – мемориалом и предвосхищением, человеческие поступки становятся божескими”. (Игнатий Хазим, православный митрополит Латакии, Экуменическая конференция в Уппсале, 1968).

Речь идет о персональном Духе: Он сошел на каждого в отдельности. То есть этот Дух не делает всех одинаковыми по одной и той же выкройке. Он не делает нас единообразными, а позволяет каждому развиваться в полноте. 

С другой стороны, понятно, что присутствие христианского духа в нас не убирает наших ограничений и недостатков; поэтому же не исчезают, как по волшебству, и конфликты с другими людьми. Христианский дух – это не волшебный эликсир, а преображение сердца, которое требует времени и не отнимает нашей свободы (это персональный Дух!). Но Его присутствие позволяет нам ни пасть жертвой этих конфликтов, ни утонуть в наших недостатках: Дух, которого дает нам Христос, это и Дух прощения, который побуждает нас просить прощения, когда мы грешим, и прощать тем, кто оскорбляет нас. Источник истинного мира – не безличная Нирвана, которая действует на душу, как анестезия, и замыкается в себе, чтобы избежать всякого страдания. Истинный мир, который дает нам Иисус, это мир, прошедший испытание крестом (поэтому Иисус показывает нам Свои руки и бок: Его раны – это наши раны), мир, проистекающий из радости взаимного признания, которое влечет за собой и взаимное прощение. 

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.