Пятидесятница: Святой Дух – не только голубь

Мы все хорошо помним сцену крещения Господня из Евангелия от Луки: «Дух святый нишел на Него в телесном виде, как голубь». Изображения белой птицы, парящей над фигурой Иисуса тоже хорошо знакомы нам. Мы привыкли видеть Голубя над фигурами Отца и Сына в иконографии Пресвятой Троицы, а также в других самых разнообразных вариантах. Однако не будем забывать, что метафора Святого Духа как голубя, а также как языков пламени над головами апостолов – отнюдь не единственные варианты, предлагавшиеся богатой христианской традицией. Предлагаем вам сегодня вспомнить самые яркие и необычные метафоры, которыми пользовались святые Католической церкви, стремясь приблизиться к тайне Святого Духа.

Св. Игнатий Антиохийский: Святой Дух – канат, поднимающий на высоту наши окаменевшие сердца.
«Вы истинные камни храма Отчего, уготованные в здание Бога Отца; вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу».
Св. Хильдегарда Бингенская: Святой Дух – музыкант
«Хвала Тебе, Дух огненный, Ты, что играешь на тимпане и лире. Твоя музыка заставляет пылать наш разум!»
Св. Бернар Клервоский: Святой Дух – поцелуй
Отец, одаряя поцелуем Сына, передает Ему полноту таинства своего божественного бытия, дыша Любовью, как говорят слова псалма: «день дню передает речь». Как уже говорилось, ни одно создание, каким бы оно ни было, не может постичь тайну этих вечных, благословенных и неповторимых объятий; Дух Святой – единый свидетель их взаимной любви и взаимного познания»
Св. Екатерина Сиенская: Святой Дух – Служитель Господней трапезы
«Этот Служитель приносит ко Мне [к Богу Отцу] нежные и полные любви желания и возвращает им награду за труды, то есть сладость Моей любви… Ты видишь, что Я – Стол, Мой Сын – их Пища, а Дух Святой, исходящий от Отца и Сына, накрывает трапезу».
Блаж. Иордан Саксонский: Дух Святой – пьянящее вино.
Блаж. Иордана однажды спросили, почему его проповедь имеет такой успех на артистическом факультете Сорбонны, где, кажется, ничего, кроме Аристотеля и не читают. Иордан отвечал: «Эти студенты всю неделю пьют неразбавленного Аристотеля. Поэтому когда на воскресной проповеди им предлагают слова Христа или Его учеников, они мигом пьянеют, испив вина Духа Святого».

Подготовила Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.