Паси овец Моих

Образ Доброго Пастыря хорошо известен каждому христианину. В первую очередь его связывают с самим Христом. Но папа Франциск напоминает Церкви и о другом измерении этого образа. В одной из первых своих речей он напоминает священникам и епископам, что необходимо быть пастухами, пахнущими своими овцами.

Почему же избран именно такой символ? Хочет сказать, что Иисус выбирает этот образ, потому что он был хорошо понятен Его слушателям. Рыбакам Симону и Андрею Он предлагает стать ловцами человеков, а пастухам говорит о той реальности, которая им знакома с раннего детства. С одной стороны, это правильный ответ. С другой стороны, он неполон.

pastor_bonum_01

Образ пастуха, пастыря мы находим уже в первых главах Библии. Пастухами были Авраам, Исаак и Иаков. И Господь неспроста выбирает именно пастухов, кочевников, живущих в самых незамысловатых условиях, в шатрах, рядом со своими животными.

Каждый пастух наделен посохом. Этот предмет кажется привычным атрибутом пастуха, как мышка для компьютера. Но ведь и путники, идущие в дальние страны, пользовались посохами. На них опирались, к ним привязывали небольшую поклажу. Путешественники использовали палки не только для того, чтобы на них опираться в пути, но и чтобы расчищать ими путь, чтобы защищаться от грабителей и диких животных. А еще к ним привязывали свечи на специальных крепежах, чтобы освящать дорогу ночью. Прокаженные привешивали к ним колокольчики, чтобы издали извещать о своем приближении. Так же и пастухи использовали посох для обороны от диких зверей и для освещения. Но есть и еще одна причина, почему они используют посох. Дело в том, что овцы — животные невысокие. Они практически всегда смотрят себе под ноги. У них есть две основных потребности: в еде и в безопасности. Посох отвечает за вторую потребность, в том смысле, что овцы умеют отличать звук его удара по земле. По этому характерному звуку, имеющему свой особый «почерк» у каждого человека, они и узнают своего хозяина и понимают, что он приближается. Этим же посохом пастух нередко направляет свое стадо в нужном направлении.

pastor_bonum_02

Если всмотреться в библейский текст, то мы обнаружим, что многие персонажи используют посох, привычной рукой пастуха. Самым ярким примером здесь может служить, пожалуй, Моисей. Его пастушеский посох превращается в змею. Этот образ возникает не случайно. Дело не в змие, искушавшем людей в Эдемском саду. Скорее всего, в те далекие времена, когда еще не было картин великих живописцев с яблонями и обнаженными прародителями, змия представляли скорее как варана, чем как гада ползучего. И хорошо помнили слова, сказанные ему, что за свое коварство он будет обречен ползать на пузе. Змий в египетской традиции воспринимался с одной стороны как символ власти фараона, наделенной божественной мудростью. С другой, это – символ мужской силы, активной и плодотворной. Посох Моисея, посох пастуха, т.е. тот оружие, которым обычно убивали змей, точным ударом в голову, сам становится змеёй, несущей смерть. В этом было и напоминание для евреев, что спасение в их руках, что от них требуется только доверие Богу и мужество. И предсказание для фараона и его окружения грядущей страшной участи. Жрецы, не воспринявшие Моисея всерьез, не поняли эти знаки и горько поплатились за это. История с превращением посоха в змею и нам напоминает о том, что посох, т.е. власть,  в руках неумелого пастуха может стать не орудием спасения, но орудием погибели. Пастух, забывший о своем призвании, предает свое стадо и несет ему смерть.

pastor_bonum_03

В следующий раз посох Моисея упоминается при переходе через Красное море. И в этом упоминании отсылка к первым дням творения, когда Бог разделяет воду на ту, которая в небе, и ту, которая на земле. Проходя через воду моря, евреи становятся новым творением, новым стадом Господним. Стадом, которому предстоит научиться внимать голосу своего пастуха и звуку его посоха.

Посох Моисея будет упомянут и в тот момент, когда он разобьет скалу, чтобы из нее забил источник. В этот раз посох принесет народу воду живую. Евангельские тексты дают в этом смысле богатую почву для трактовки. Но мы обратимся только к той части, которая связана с пастушеским аспектом. Овцы Божии, народ Израилев, получает свидетельство того, кто их настоящий пастырь, Пастырь Добрый, неустанно заботящийся о них, даже когда они ропщут.

pastor_bonum_04

Христианские мистики будут много писать о духовной пустыне, в которой не найти этого самого источника воды живой. И они с жадностью будут искать Того, Кто сам этот источник, словно сокрытый от глаз в скале, и будут мучительно вслушиваться не приближаются ли Его шаги, с характерным только для Него постукиванием посоха. В их уповании звучат слова псалмопевца Давида, не понаслышке знавшего о пастушеском труде: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня: (Пс 23,4).

Жезл – это символ власти над всем творением и над стадом Израилевым. Признание в Боге доброго хозяина. Посох же это символ милосердной заботы, глубокой вовлеченности в нужды пасомых.

Как живет настоящий пастух? Он все время со своим стадом. Он – его лидер, вожак, царь. И в то же время он – руководитель целой команды, дружного и слаженного коллектива. Речь идет о пастушеских собаках. Все овцы идут, опустив головы вниз, и только хорошая пастушья собака может угадать больную овцу и привлечь к ней внимание хозяина. Эти псы умеют управлять стадом по одному посвисту своего руководителя. Среди них нет вражды и соперничества, свойственного домашним животным. К этому их приучила суровая жизнь, требующая быть готовыми в любой момент противостоять натиску хищников, желающих утащить овцу из стада.

pastor_bonum_09

В овечьем коллективе не бывает предводителей. Можно сказать, что овцы – законченные единоличники. Если бы мы переводили их поведение на язык человеческого сообщества или даже церковного сообщества, то могли бы услышать слова о том, что им тепло и уютно на своей последней лавке, что не нужно их шевелить и трогать, поскольку им и так комфортно. Тем не менее, пастух гонит их от одного пастбища к другому, заботясь о свежей траве и доступном питье. Он это делает не потому, что считает, что овцы могут преобразиться и стать какими-то другими бодрыми и общительными животными, а потому что он знает то, что для них лучше. Он понимает, что спокойное сидение на одном месте приведет их к голодной смерти. Или же они начнут разбредаться в поисках пищи и просто потеряются по одному в дебрях мироздания.

Овцы только на первый взгляд кажутся послушными. Не имея лидера, они легко впадают в панику. Стоит одной овце испугаться, как все стадо начинает нервничать. Они требуют неусыпного контроля, в зной, в дождь, во время бури. У пастуха нет свободного времени, возможности спокойно полежать у телевизора. Он все время следит за своим стадом и за поведением своих помощников.

pastor_bonum_06

Господь сказал Петру: «Паси овец Моих». Вручая верховному апостолу Свое стадо, Иисус возлагал на него тяжкую ношу. Неустанно быть при стаде и в то же время неустанно искать все новых и новых заблудших овец. И в то же время руководить Его друзьями, которые также, как и Петр, несут весть о спасении. Непростая работа для простого провинциального рыбака.

Традиционно принято считать, что пастырями призваны быть только мужчины и только священники. Пастырь и пресвитер – слова, ставшие синонимами. Тем не менее, еще со времен древней Церкви мы видим множество служений мирян, которые можно назвать пастырскими. В первую очередь это касается женских служений. Это и катехетическая работа и сфера благотворительности … Но если брать еще шире, руководство любым коллективом становится в наши дни не сколько призванием полководца, сколько призванием пастыря. И здесь мы снова обращаемся к теме лидерства, лидерства пастуха.

pastor_bonum_07

Трудное умение различать голос каждой овцы в стаде, заботиться о ее нуждах, помогать ей на ее пути к пажитям злачным и водам тихим. Всё это требует большого напряжения от руководителя, от лидера. И здесь начинается его трудный путь покаяния, обращения, когда прежде чем самому стать сильным и указующим путь, он становится ведомым, подчиненным чужой воле, теряющим свою самость под его руководством. Чтобы вновь обрести ее во Христе.

Ведь и Сам Господь не побоялся пройти по этому неприятному пути умаления. И, взяв посох в руки, стоит вспомнить слова, которые мы слышим на каждой мессе: «вот Агнец Божий»…

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.